После приобретения базовых навыков работы в Internet, изучения основ языка разметки гипертекста HTML, работы в текстовом редакторе Word, графическом редакторе PhotoShop 5.5, HTML-редакторе Dreamweaver 3.0, учащиеся приступили к созданию собственных web-ресурсов. Выбор темы - творчество, которое нельзя регламентировать. Некоторые участники эксперимента, ориентируясь на свои интересы, сами выбрали себе тему (`Обучающая программа по языку HTML`, А.Орлов, гимназия им. А.В.Кольцова, `Драконы`, С.Хабаров, педагогический лицей), другие изъявили желание участвовать в телекоммуникационных проектах, обязательным условием которых является формирование команд из учащихся одной или нескольких школ. Функция комплектации команд, разработки задач была отведена учителям. Внутри команд роли распределяли сами дети. Ни сама проблема, ни гипотезы, ни методы исследования творческой, поисковой деятельности не давались ученикам в явном виде. Следует отметить, что недостаточно было только дать задания. Суть состоит в том, чтобы учащийся сам захотел приобретать знания. Поэтому проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности даже более важна, чем способ организации, условия и методика работы над заданием. Психологи отмечают, что если оцениваются усилия, затрачиваемые членами команды для достижения общего результата, то мотивация у всех учащихся гораздо выше, чем при традиционном подходе. Обязательной основой работы над проектами такого рода является сотрудничество, сотворчество учеников и учителя. В настоящее время Internet предлагает школьникам множество разнообразных по тематике проектов, среди которых можно выделить проекты 2-х типов: Телекоммуникационная сеть используется для рассылки заданий и сбора результатов их выполнения. Материалы о таких проектах представлены, например, на сервере Проекта Гармония http://school-sector.relarn.ru, web-сайте Программы `Новая цивилизация` http://newciv.relarn.ru и ряде других. Внутри этого типа проектов существуют те, которые объединяют несколько типов деятельности и могут быть выполнены без помощи компьютера - телекоммуникационные олимпиады. В них результаты выполнения заданий высылаются по e-mail в адрес главной машины проекта. (Всемирная Телеолимпиада http://www.ofcn.org/cyberserv/academy, `Воронежские олимпиады` http://www.vspu.ac.ru/de). Достоинством такого типа проектов является то, что ученики приобщаются к сетевой работе, привыкают чувствовать себя частью сетевого коллектива. Недостаток - истинным автором и исполнителем является коллектив, в адрес которого приходят все результаты. В рамках проектов второго типа школьники получают реальный опыт работы в составе географически разделённого сетевого коллектива. При этом по условию конкурса оценивается прежде всего сетевое взаимодействие партнёров. Этот тип проектов представляет собой новый этап развития сетевых коммуникаций, т.к. все участники являются реальными авторами и исполнителями. Показательным примером такого типа проектов служит Международный конкурс образовательных web-ресурсов ThinkQuest http://www.thinkquest.org. Результатами работы над сетевыми телекоммуникационными проектами стали сайты, размещённые на серверах Программы `Новая цивилизация`: в конкурсе `Тепло отчего дома` - `Мой дом - моя семья`, в конкурсе `История цивилизации` - `Музей А.Л. Дурова`, на конкурс ThinkQuest были представлены работы `Астрономия`, `Ансамбль народных инструментов`. Несмотря на то, что только один сайт стал дипломантом конкурса ThinkQuest (`Астрономия`), цели, поставленные перед участниками эксперимента, были достигнуты. Налицо интеллектуальное и творческое развитие детей, их умение самостоятельно находить информацию, анализировать, критически осмысливать её, щедро делиться новыми знаниями с другими, прислушиваться к чужому мнению и аргументированно отстаивать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению. У детей появилась уверенность в собственных силах, они научились учиться и поняли, что этот процесс может быть увлекательным, творческим. Работа в одном коллективе учащихся из разных школ развила чувство ответственности членов команд (`Я - не просто участник, а представитель школы!`), ещё раз подтвердила, что в процессе совместной работы могут быть решены сложные проблемы, недоступные при индивидуальном подходе.
|