Проблема образования является одной из центральных проблем человечества на рубеже веков. Академик РАО Б.С. Гершунский в книге `Философия образования` отмечает, что `именно образование принципиально `работает` на будущее, предопределяя личность каждого человека, его знания, умения и навыки, мировоззренческие и поведенческие приоритеты, а, следовательно, в конечном итоге, - экономический, нравственный, духовный потенциал общества, цивилизации в целом`. В соответствии с запросами современного информационного общества выпускники должны:
гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать новые знания; критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы, находить пути их рационального решения, используя современные технологии, быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить; грамотно работать с информацией; быть коммуникабельными, контактными в разных социальных группах; самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. Таким образом, традиционная ориентировка на парадигму `учитель` - `учебник` - `ученик` изменяется путём смещения акцентов на `ученик` - `информационная среда` - `учитель`, во главу угла ставится самостоятельная познавательная деятельность учащихся. В соответствии с `Базисным планом и концептуальным подходом к стандартам 12-летней школы` содержание образования и результаты обучения должны соответствовать стандарту, в то время как выбор методов и форм организации учебного процесса является прерогативой учебного заведения, учителя. Дидактические принципы формирования учебной деятельности сформулировал О.С. Гребенюк. Принцип целостности: необходимо добиваться целостности учебной деятельности, т.е. так её организовать, чтобы она стала регулируемой самими учащимися. Принцип моделирования: необходимо построение учебной деятельности как модели трудовой, практической деятельности. Принцип единства: требуется обеспечить единство предметной и учебной деятельности, т.е. структурировать процесс преподавания, чтобы он соответствовал структуре учебной деятельности учащихся. Принцип рефлексии: необходимо добиваться рефлексии, осознания учащимися своих действий. Новые педагогические технологии, отражающие личностно-ориентированный подход к образованию, - метод проектов, обучение в сотрудничестве - открывают широкие перспективы для реализации поставленных задач. Отделить друг от друга новые педагогические и информационные технологии невозможно, поскольку только широкое внедрение НПТ позволит изменить парадигму образования и только НИТ позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в НПТ. Переход к новым технологиям от традиционных - сложный и трудоёмкий процесс, и особую роль в нём должны играть учителя информатики. Это обусловлено спецификой предмета: на уроках информатики происходит освоение новых информационных технологий; в силу динамичности и открытости науки информатики учителю необходимо не только дать ученикам базовый уровень знаний, но и научить их пользоваться информационными технологиями для добывания нового знания и применения его на практике; учитель информатики, как никто другой, должен постоянно заниматься самообразованием, быть `на гребне волны`, иначе он не может быть учителем информатики. Наука задаёт направление движения, проверить действенность научных рекомендаций можно только применяя их на практике. Общение преподавателей информатики в процессе обучения информационным технологиям на семинарах, проводимых на кафедре НИТ и СО педуниверситета, привело к созданию творческой группы учителей-единомышленников - авторов данной статьи. Идейным организатором эксперимента, целью которого стало выполнение общей работы (совместного телекоммуникационного проекта) учащимися разных учебных заведений с помощью современных педагогических и информационных технологий, стала С.Б. Клевцова. Хочется выразить искреннюю признательность профессору кафедры НИТ и СО педуниверситета А.В. Могилёву за информационную, методическую и моральную поддержку, а также предоставление компьютерного класса под экспериментальную площадку.
|