Умение читать - главный кирпичик на дороге в Страну знаний: практически все остальное обучение (математике, биологии, истории) ведется на умении ребенка понимать написанное и прочитанное. Поэтому именно с азов чтения и начинается первый школьный класс. Ох, лукавлю... Сможете показать такой первый класс, куда берут малышей, не знающих букв, не умеющих читать хотя бы по слогам, а желательно бегло, еще лучше - слов тридцать-сорок в минуту? И вот, казалось бы, при таком благоприятном школьном старте (большинство первоклашек умеет читать и писать до первого школьного звонка), учителя начальной школы бьют тревогу. Читать научили, но ребята читать не хотят, потому что не любят. Вот где аукнулся наш рациональный подход к обучению! Дальше, как снежный ком, покатились проблемы - снижение успеваемости, плохая успеваемость, нежелание учиться и т.д. и т.п. Мне кажется, есть три причины не-любви к книге в один из самых, казалось бы, "книжных" периодов жизни (вспомните себя в этом возрасте!). Во-первых, детям всегда нравится то, что хорошо получается. Если читаешь медленно, любая книжица кажется непосильной, становится скучно. Во-вторых, дети не чувствуют вкуса настоящей Книги, потому что им таковой еще не предложили. В-третьих, взрослое население страны, благополучно воспитанное на литературе, а не на видео и компьютерных играх, переоценивает роль видеоряда - дескать, все, потерянные они, наши дети. И сделать ничего не можем, и не виноваты мы - он сам пришел (этот негодник, компьютерный век). Вернуть в руку ребенка книгу можно. Надо только захотеть - и хоть ненадолго вынуть из нее джойстик или пультик... Читать нужно быстро Откровенно говоря, я никогда не понимала смысла в проверке техники чтения в начальных классах школы. Помните, когда на урок приходил завуч с секундомером, и нужно было за минуту прочитать отрывок из незнакомой книжки. Потом подсчитывалось количество слов, прочитанных за 60 секунд, в зависимости от которого и выставлялась оценка. Не все ли равно, с какой скоростью читает ребенок - главное, читает! На днях мне в руки попала небольшая брошюрка, выпущенная издательством Донецкого государственного университета. Ее автор Всеволод Николаевич Зайцев (однофамилец изобретателя кубиков со складами - питерского филолога Н.А. Зайцева), акцентирует родительское внимание на проблеме оптимального чтения. Оказывается, оптимальное чтение - это чтение в темпе разговорной речи, примерно 120-150 слов в минуту. Доказано, что именно при такой скорости чтения достигается наилучшее понимание текста. При более высокой (от 180 слов в минуту) понимание текста ухудшается так же, как и при пониженной скорости чтения. Диапазон оптимального чтения - это тот диапазон, к которому в течение столетий приспособилось мышление человека, приспособился его артикуляционный аппарат. Автор методики уверен, что именно скорость чтения - самый важный фактор, влияющий на успеваемость ученика (а ведь таких факторов, по мнению психологов, не менее 200). Жил-был некий семиклассник Василий. Скорость чтения он имел - 38 слов в минуту, как у первоклассника. Давайте посчитаем, сколько часов ему требовалось в день на выполнение домашнего задания. Возьмем 10-12 страниц учебника, учитывая курсы истории, географии, литературы. Не говоря уже про русский язык, химию, физику и алгебру с геометрией. Количество слов на 10 страницах - примерно 6500. Делим 6500 на 38. Получаем приблизительно три часа. Три часа только на чтение страниц учебника! Чтобы понять и сделать домашнее задание в письменном виде, понадобится еще как минимум столько же времени, а то и в три раза больше. Это уже 9 часов, больше трети суток! К такому Васе бесполезно приглашать в репетиторы самых талантливых учителей - они ничего не смогут сделать! Мальчик просто обречен на неуспеваемость, пока не научится читать быстрее. Как правило, быстро читают те дети, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность.
|