Для детей общение значимо, они очень любят общаться со взрослыми. Но особое место в жизни ребёнка такого типа занимают дедушки и бабушки. Чем более социально значимы, чем интеллектуальнее последние, тем интереснее они для ребёнка. Его вопросы не остаются без ответов. Он доволен. Ваш внук будет подчёркивать значение для него личной дружбы, скажем, с дедушкой и будет ревновать деда к брату или сестре, к делу, которым дед занимается, к взрослым друзьям, которые у деда появились ещё до рождения внука. Ему непонятно, что дедушка может на что-то или на кого-то отвлекаться, если существует ОН, который так любит деда и так дорожит дружбой с ним. Детская ревность - очень эгоистичное чувство, но оно требует к себе бережного отношения. В противном случае ребёнок страдает, сердится, болеет. А этого допускать нельзя. Дети третьего типа любят занятия всех видов, хотя успеваемость и последующая оценка не вызывают у них особого интереса; ко всякого рода оценкам они, в принципе, безразличны. В перспективе - это люди творческого труда. Но существует серьёзная опасность. Она заключается в развитии эгоизма, себялюбия и, как итог, чёрствости. Чтобы не пришлось потом произести хорошо известную фразу: "Мы столько в него вложили, а он...", начинайте работать над формированием нравственных качеств ребёнка с самого раннего детства. "Поделись с сестрой", "научи другого", "помоги слабому" - подобные установки должны почаще исходить от дедушки и бабушки. Воспитывая ребёнка третьего типа, родители нередко допускают грубую педагогическую ошибку. Они любят "демонстрировать" своего ребёнка и делают это довольно часто на вечеринках в компаниях взрослых, в присутствии коллег, сослуживцев, партнёров. Ребёнок очень быстро "схватывает" ситуацию, подстраивается под неё, хочет извлечь и, как правило, извлекает из ситуации определённую выгоду, и всё это вместе отрицательно сказывается на его дальнейшем развитии. Действительные таланты уступают место мнимым. Рекомендации по воспитанию:
Вопросы внука не должны оставаться без ответа. Ищите грамотный ответ, если затрудняетесь ответить сразу. Не стесняйтесь сказать: "Я не знаю", но никогда не прибегайте к фальши, не придумывайте ложных ответов. Осознайте, что вы тоже не всё знаете, но обещайте попробовать найти ответ в литературе, с помощью специалистов и т.д. Обещание следует выполнять непременно. Посоветуйте детям, родителям ребёнка данного типа, подумать о втором ребёнке. Это очень серьёзная рекомендация в плане воспитания детей третьего типа. Пообещайте помощь со своей стороны, сошлитесь на науку, приводите примеры из других семей, но добейтесь результата. У такого ребёнка должны быть братья и сёстры, только таким путём можно снять тот эгоцентризм, который формируется в сознании малыша при наличии шести взрослых (двух родителей, двух дедушек и двух бабушек), каждый из которых озабочен будущим ребёнка и имеет свою программу воспитания. Это невыносимо! Если же идея о втором ребёнке по каким-то причинам нереальна, сделайте всё необходимое, чтобы в вашем доме почаще бывали взрослые с детьми примерно того же возраста, что и ваш внук. Для него крайне важно общение со сверстниками. Акцент в воспитании должен быть сделан на нравственном развитии личности. Рассуждения о чести, достоинстве, доброте, справедливости должны присутствовать во всех ваших беседах, которыевы будете вести со своим внуком. Особое внимание следует обратить на правила этикета. Главным наказанием, приемлемым по отношению к ребёнку такого типа без ущерба для его естественного развития, может быть временное охлаждение чувств со стороны взрослых, родителей, дедушки и бабушки. Никогда не говорите ему: "Уйди от меня, я тебя не люблю" (это неправда). Но в сердцах сказать: "Ты очень огорчил меня сегодня" или "Мне было очень стыдно за тебя" - это вполне допустимо. Допустимо и другое: на какое-то время прекратить общение с ребёнком, даже бытовые разговоры. Покажите ему, что вы действительно рассержены.
|