Пассивный Относительно пассивный ребёнок. Он спокоен, молчалив, необщителен, боится посторонних, дежится по преимуществу только возле самых близких членов семьи. Дедушку и бабушку такое положение может вполне устраивать. Ребёнок воздерживается от планов на будущее, не просит, не клянчит игрушек или сладостей, не предлагает куда-то пойти, что-то сделать, не задаёт много вопросов - словом, удобный ребёнок, если от вас требуется лишь посидеть с ним несколько часов в отсутствие родителей. Но если вы озабочены развитием ребёнка, его будущим, то следует осознавать, что такое поведение ненормально для ребёнка дошкольного возраста. Такому ребёнку необходима психологическая, педагогическая, а может быть, и медицинская помощь. Ему необходимо помочь стать более активным, более подвижным, более уверенным, более любознательным. Если ваш внук или ваша внучка принадлежат к этому типу, необходимо установить рациональный режим игры (то есть движения и занятий) и отдыха, и то, и другое должно соответствовать энергетическим ресурсам ребёнка, которых у детей первого типа явно не достаточно. С такими детьми надо постоянно разговаривать и задавать им вопросы. Например, рассматривая картинки в книге, обращаемся к ребёнку: "Кто тебе нравится? Почему?". "Давай возьмём другую книжку. Какую ты хочешь?". Все вопросы заставляют делать выбор, думать, действовать. В разговоре с таким ребёнком время от времени следует употреблять фразу: "Вырастешь - будешь сильным!" или "Это ты обязательно сможешь!". Рекомендации по воспитанию:
Способствуйте проявлению инициативы. Внук будет проводить с вами выходные дни. Ещё в субботу спросите его: "Куда бы мы могли пойти с тобой в воскресенье?". Внук затрудняется: "Не знаю". Вы настаиваете: "А ты подумай". Учите ребёнка делать выбор. Рассматриваем витрину магазина или клумбу с цветами, спрашиваем: "Что тебе нравится больше? Почему?". Накрываем на стол: "Выбери самые красивые тарелочки". Готовимся к приёму гостей: "Какие блюда будем готовить, из каких ягод сварим компот, кого куда посадим?".Всё это поручите ребёнку, как бы трудно ему это ни было. После любого проявления инициативы похвала и одобрение самым нежным, участливым тоном обязательны. Вы должны показать ребёнку, как вы им довольны и как радуетесь вместе с ним проявлениям решительности, смелости, активности в его действиях. Впредь он будет стараться пуще прежнего. Помните, что ребёнок первого типа, как правило, физически слаб. Он нуждается не только в поддержке, похвале, но и в помощи с вашей стороны. Излишне не напрягайте его. После любого напряжения - физического или умственного - необходимы расслабление, отдых, возможно, даже сон. Засыпая, пусть он подержится за вашу руку и вновь ощутит вашу поддержку. В игре давайте ребёнку маленькую, но самостоятельную и ответственную роль. Вы можете использовать "конструктор" или железную дорогу, при этом будете сами ползать по полу, строить, складывать, а он как бы просто присутствует при этом. Что ж, для начала и это неплохо, лишь бы был проявлен интерес. Но роль нужна, ради неё, собственно, и затевается вся игра. Предположим, прежде чем будет отправлен тепловоз по намеченному маршруту, кто-то должен дать сигнал, разрешающий начать движение. Это могут быть слова: "Внимание! Приготовились! Пуск!" - или, например, свисток. Сигнал должен дать внук. Таким образом, ребёнок оказывается в положении управленца, ответственного за начало всей операции. Чувство уважения к себе у малыша возрастает, что и требовалось с самого начала. Чем бы ни раздражал вас такой ребёнок, какую бы ошибку или провинность он ни совершил, будьте особенно осторожны с наказаниями. Вы можете одним махом погубить с таким трудом выращенные ростки его уверенности в себе, смелости, чувства собственного достоинства. Общительный Характерной чертой ребёнка этого типа является то, что центральное место в его жизни занимает общение. Ребёнок один не может посидеть ни минуты. Ему нужны совместные игры с детьми и со взрослыми, а лучше с теми и другими вместе, нужны прогулки, походы в гости.
|