Дети: А побасёнки мы не читали! Чтение побасёнок (Варианты: про себя, жужжащее чтение; хорошо читающие дети.) Учитель: Давайте ответим на поставленный вопрос. Дети: Раньше рассказывали прибаутку, а потом потешку, а потом побасёнку. Учитель: Почему? (Выслушиваем все варианты ответов.) Учитель: Кто мог участвовать в каждом разговоре? (Если дети слабые, то о действующих лицах говорим в ходе работы над каждым текстом.) Дети: В разговоре может участвовать два лица, а может три. Учитель: Верно, адресат и адресант, и ещё слушатель, т. е. 3-е лицо. (При необходимости пояснить.) Учитель: Какие слова подходят к характеру каждого героя: хитрый, глупый, умный, недогадливый, весёлый, жадный, насмешливый, нечестный, ленивый. (Вопрос учебника.) Дети составляют характеристику каждого героя. Чтение по ролям (с учётом характеристики героев). Учитель: Домашнее задание. Спросите у родителей, какие потешки, прибаутки, побасёнки они вам рассказывали? Учитель: Ребята, потешки, прибаутки, побасёнки это литература? Дети: Нет. Потому что нет автора. Дети читают и отвечают на вопросы с.36. (Возможно использование необязательной подсказки.) Работа с лентой времени. Предлагаем ленту времени выполнить в виде наглядного пособия, которое будет использоваться на уроках литературного чтения учителем. (Можно изготовить и каждому ученику.) Лента времени представляет собой наборное полотно из одной полосы с карманами. Границы времени учитель определяет сам. Например: больше 100 лет назад, 100 лет назад, 50 лет назад, твои родители, ты. В кармашки мы записываем (на листе) имена авторов, с которыми уже познакомились и размещаем на ленте времени. Это поможет наглядно показать как далеко от нас начало жизни на Земле. И как сравнительно близко от нас время создания первой КНИГИ. Учитель: Где на ленте времени мы вчера разместили рассказ Л. Н. Толстого? Дети: Рассказ был написан более 100 лет назад. Учитель: Куда на ленте времени можно поместить народные произведения? Дети: За границей периода "больше 100 лет назад" Подводим итог урока. Второй вариант. На доске: Отдыхай, да на ус мотай. Потешка, прибаутка, побасенка Учитель: Перенесёмся в далёкое прошлое. Посидим на завалинке, побаем. Как вы думаете, что обозначает слово завалинка? Дети: - Скамейка - Лавочка. Учитель: А каков смысл слова побаем? Дети: - Поговорим. - А я в словаре учебника прочитал, что баять обозначает рассказывать, сочинять. А завалинка - земляная насыпь вдоль стен избы. Учитель: А что баяли, рассказывали, сочиняли бабушки своим внукам сидя на завалинке? Ответы детей: - Разные истории. - Потешки. - Прибаутки. - Побасенки. Учитель: Давайте почитаем, что же ещё баяли. Прочитаем потешку. (Варианты потешек учитель выбирает сам.) Учитель: Знакома ли вам потешка? Дети: Знакома, но когда я был маленький, мама рассказывала по-другому! Учитель: Как? Расскажи и покажи в движении Учитель: О ком идёт речь в потешке? Кто герои? Есть ли главный герой? Дети: - О сороке и о детях, которых она кормила. - Я считаю, что главный герой тот, которому сорока ничего не дала. Учитель: А какой характер у этого героя? Дети: - Хитрый. - Ленивый. Учитель: А из чего это видно? Прочитайте! (Выборочное чтение.) Учитель: Для чего читали потешки? Дети: Для того чтобы потешить, развеселить. Учитель: А как ещё можно развеселить ребёнка? Дети дают свои варианты ответов. Учитель: А ещё можно рассказать прибаутку. Дети хором читают прибаутку. Учитель: Сколько героев в прибаутке? Какие они? Дети: Один грустный, другой догадливый, умный. Он знает как развеселить! Учитель: Давайте проинсценируем прибаутку. (Инсценирование.) Учитель: А как вы думаете, что раньше рассказывали малышу: прибаутку, потешку или вот такие побасенки? (Учитель читает побасенки) Дети: Потешки были раньше, их читали для маленьких детей. Учитель: А что необычного в прибаутках и побасенках вы увидели? Дети: - Они смешные - Написаны с юмором. - С иронией, а это может понять уже школьник. Значит, потешка была раньше, а потом прибаутка и побасенка.
|