Учитель: Прочитайте побасёнки и обсудите в парах, кто мог участвовать в каждом разговоре. Дети: - Бабушка и внук. - Мама и сын. - Папа и сын. Учитель: Какими словами можно охарактеризовать каждого героя разговора? (Принимаем ответы детей.) Затем дети читают в лицах, учитывая характеристики героев. Учитель: Кто является автором потешки, прибаутки, побасенки? Дети: Нет автора. Учитель: Как вы думаете почему? Дети: Это устное народное творчество. Учитель: Полистайте учебник, найдите тексты, относящиеся к малым жанрам фольклора. Дети читают найденные примеры, (С. 13 - загадка; с.29 - прибаутка, небылица; с. 30 - побасенка и др.) Учитель: Посмотрите на доску. Можно ли дополнить группу слов, написанную на доске? (Дети дополняют. Учитель дописывает: загадка, поговорка, небылица.) Учитель: Ребята, а потешка, прибаутка, побасенка это стихи ли проза? Дети: Стихи в потешке, прибаутке, потому что есть рифма. А побасенка это проза. В ней нет рифмы. Учитель: Как вы думаете, почему рядом со словами потешки, прибаутки, побасенки написана пословица "Отдыхай да ус мотай"? Ответы детей: - Все эти тексты высмеивают человеческие пороки. Лень, глупость, жадность. - Высмеиваются шутя. Учитель: Подведём итог урока. Сегодня мы познакомились с новыми малыми фольклорными жанрами. Оказывается что и в далёком прошлом учили уму-разуму, учили смеясь, по-доброму. Домашнее задание: Постарайтесь сами сочинить потешки, побасенки, прибаутки. Или обратитесь к родным (маме, бабушке) за помощью. |