Котик Т. В, г. Воркута; Корчинская Т. А., г. Якутск; Сыкало О. О., г. Омск. Учебник В. Ю. Свиридовой "Литературное чтение.1 класс" предполагает на уроке работу над проблемой, которая выявляет какую-либо коллизию. Каждый учитель, приступая к планированию урока, обязательно учитывает уровень подготовки класса. Здесь нельзя ни завысить, ни занизить планку трудности, т. к. это может повлиять на успешность формирования мотива учения у первоклассников. Исходя из этого, учитель отбирает и выстраивает содержание урока. Разворот учебника может быть один и тот же (даже совпадут темы уроков), а ход урока существенно отличается. Мы предлагаем вашему вниманию варианты урока составленного по страницам 34-36 учебника. Вариант первый. Тема: "Весело о серьёзном" Цель: Дать представление о разнообразии малых жанров детского фольклора; развивать умение читать плавно по слогам или целыми словами, осознанно выбирать интонацию; воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности. Так как на предыдущем уроке рассматривали произведение Л. Толстого "Косточка", начинаем урок с вопроса: Учитель: Справедливо ли автор учебника называет рассказ Л. Толстого "Косточка" серьёзным? (Соблюдается свойство процессуальности, создаётся поле диалога в отношении предмета обсуждения). Дети приходят к выводу: Справедливо, потому что речь идёт о поступке Вани. Он съел сливу и не сознался. Учитель: Когда вас выводят на "чистую воду", что вы чувствуете? (При необходимости пояснить: "вывести на "чистую воду" - разоблачить). Ответы детей: - Стыдно -Я краснею. - А бывает обидно, хотя и знаешь что ты не прав. Учитель: Сегодня мы откроем тайну, как можно тактично указать человеку на его недостойное поведение или дать совет ... (Держим паузу, которая позволит подготовиться ребёнку к дальнейшей теме разговора.) Перенесёмся в далёкое прошлое. Учитель читает (с. 34) "Посидим на завалинке (на диване), побаем (поговорим)" Учитель: Что означают слова `завалинка` и "побаем"? (Данный вопрос приведёт неизбежно к столкновению нового способа выполнения действия (работа по словарю) с прежним опытом: находить подсказку для ответа на странице, по которой работает). Затем дети читают задание учебника: "Почитай потешки, прибаутки, побасёнки. Отдыхай да на ус мотай" (Объясняют смысл фразеологизма, открывают объект литературного исследования.) Ответы детей: - Когда отдыхаешь, то это приятно, полезно. - Даже из отдыха можно извлечь что-нибудь полезное. Учитель: Правильно. Давайте почитаем потешку. (Варианты чтения: жужжащее чтение; дети за учителем, хоровое чтение (т. к. потешка знакома)). Словарная работа: Учитель: Как вы понимаете смысл слова поскрёбышка. Ответ детей: Остатки еды на тарелке. Учитель: Знакомое стихотворение? ... Когда, от кого слышали? Ответы детей: - Я слышала от мамы. - А мне рассказывала бабушка. Учитель: А как вам мама, бабушка рассказывали это стихотворение? Ответ детей: Водили рукой по моей руке, загибали пальчики и рассказывали. Вторичное чтение. (При чтении проявляется свойство многогранности: отрабатываем (формируем) навык чтения целыми словами и вовлекаем в сферу эмоциональной и эстетической деятельности). Учитель: Расскажи потешку с нужными движениями. (Варианты: 1. каждый проговаривает; 2. работа в парах), Учитель: Зачем сказывали, баяли потешки? Только ли мама хотела занять, развеселить? Обоснуйте свой ответ словами текста. (Дети подтверждают словами текста.) - выборочное чтение. Учитель: Над чем вас заставил задуматься конец потешки? Дети: Малыш остался голодным, потому что не работал. Если дети затрудняются, даём задание: - Расшифруйте древний совет ... не работает, ... не ест. Учитель читает прибаутку (т. к. предложения с тире трудны по интонации). Учитель: Что такое прибаутка? Дети: Просьба. Учитель: Когда рассказывали прибаутки? Дети: - Когда успокаивали ребёнка. - Утешали. Чтение прибаутки детьми. Затем дети читают вопрос учебника: "Что раньше рассказывали малышу: прибаутку, потешку или вот такие побасёнки? (Возникает коллизия (противоречие))
|