- Ребята, о чем всегда нужно помнить, работая в тетради по письму?
Д. О посадке!
У. Сели правильно и удобно.
Д. О наклоне.
У. Положите правильно тетрадь.
(Рекомендую обозначить на партах (с помощью клейкой ленты) линию наклона тетрадей.)
Д. Надо правильно держать ручку!
У. Проверьте себя. Нас снова ждут овалы, только теперь в строке. Обведите половину строки, обращая внимание на стрелку, показывающую начало написания.
Дети самостоятельно выполняют задание. Учитель следит за посадкой.
- Как еще можно обводить (или писать) овал?
Д. Мы начинали его писать сверху, а можно, наверное, и снизу.
Учитель вызывает ученика к доске и просит проиллюстрировать свой ответ. Дети продолжают работу в тетради.
У. Ребята! А зачем нам нужно уметь писать овал?
Д. Чтобы уметь писать буквы.
- Чтобы уметь писать букву о - она тоже овал.
У. Вы правы! Без овала нельзя написать целых семь букв. Кто их нашел на странице? Кто в них нашел овалы?
Дети поднимают руки. Пробуют (общими усилиями) их назвать: о, а, б, в, д, ю, ф.
У. Как одним словом можно назвать все эти буквы?
Д. Это письменные буквы.
- Их можно назвать строчными.
У. Прекрасные ответы. Принимаю их и предлагаю вернуться к загадке. Найдите среди печатных букв овалы или, говоря по-другому, найдите в загадке... Кто продолжит мою мысль?
Д. Букву о.
У. Подчеркните ее.
Дети выполняют задание.
- Сколько букв вам встретилось?
Д. Всего две.
У. Может быть, кто-нибудь знает, в каких словах?
Д. Подружки.
- Тесно.
У. Сейчас нам снова предстоит писать букву о. Только теперь это сделать будет гораздо труднее. Почему?
Д. Потому что нет точек.
- Потому что раньше мы не писали, а только обводили по точкам.
У. Давайте немного отдохнем перед трудной работой, наберемся сил и хорошего настроения.
III. Физкультминутка
У. Отложите-ка тетрадку!
Д. Раз, два!
У. Становитесь на зарядку!
Д. Раз, два!
У. Сладко-сладко потянулись,
И прогнулись, и пригнулись.
Распрямились, разогнулись.
Ваши мышцы все проснулись?
Д. Да!
У. Ваши губы улыбнулись?
Д. Да!
У. Пальчики к письму готовы?
Д. Да!
У. Мы работать будем снова?
Д. Да!
Учитель напоминает о правилах посадки, о положениях тетради и ручки.
IV. Продолжение темы
У. Ребята! При написании буквы о помните, что это овал, а не круг. Следите за расстоянием между буквами! Смотрите на образцы! Желаю вам удачи!
Дети работают самостоятельно. Учитель следит за посадкой детей, оказывает индивидуальную помощь.
- А сейчас мы поиграем. Я взмахну указкой, и вы все превратитесь в строгих, но справедливых учителей. Возьмите красные ручки (карандаши, фломастеры) и подчеркнете на этой строке три самые красивые, самые правильные буквы о.
Раз, два, три, четыре -
Начинается игра.
Вы теперь не просто дети,
Вы теперь - учителя!
Учитель проходит по рядам; одобряет выбор детей; хвалит всех за то, что отлично справились с такой трудной ролью.
- Раз вы у меня такие умные и внимательные, даю еще более трудное задание. Хотите?
Д. Да! Хотим!
Учитель открывает шторки на доске (или ставит дополнительную доску), на которой заранее были написаны четыре вида бордюра.
На доске.
У. Посмотрите очень внимательно на страницу в тетради и записи на доске. Попробуйте догадаться сами, какое задание я хотела вам дать.
Дети анализируют записи, общаются друг с другом, пробуют формулировать вопросы.
Д. У нас в тетради есть похожий бордюр?
- Все бордюры на доске между собой похожи?
- Вы, наверное, хотите нас спросить: есть ли на доске такой же бордюр, как в тетради?
У. Совершенно верно! Молодцы! Вы верно угадали задание. Вот и отвечайте на вопросы, которые сами себе поставили.
Д. У двух бордюров расстояния между линиями и овалами не такие, как в тетради.
|