12 x 10 = ? 12 x 100 = ?
Д. Получится 120, 1200.
У. Как вы их решали?
Д. Чтобы 12 умножить на 10, достаточно к числу 12 приписать справа один ноль - получится 120.
- Чтобы умножить на 100, надо приписать справа два ноля - получится 1200.
У. Объясните, почему при умножении на 10 достаточно к числу приписать справа один ноль?
Д. Число 12 - это 12 единиц. Каждая единица при умножении ее на 10 становится десятком, значит, получится 12 десятков, или 120.
На доске:
120 : 10 = ? 12000 : 100 = ?
У. Решите примеры с объяснением.
Д. Получится 12, 120.
- При делении числа на 10 отбрасывают один ноль справа, а при делении на 100 отбрасывают два нуля справа.
У. Откройте учебник на с. 30, N 160.
Примеры решаются у доски с комментированием.
300 x 100 : 10
900 x 10 : 100
(870 - 90) + (170 + 30) : 10
900 x 100 - (480 + 20) x 100
На доске:
х : 25 = 10
100 x х = 800
К доске выходят два ученика и выполняют задание.
- Ребята, посмотрите на Буратино. Как вы думаете, он научился делить и умножать на 10 и 100?
Д. Да!
У. А как вы догадались?
Д. Буратино улыбается.
У. Из каких геометрических фигур составлен Буратино?
Д. Из треугольников, квадратов, прямоугольников...
У. С математикой Буратино справился, а за плохое поведение Артемон запер его в темный чулан. У Буратино есть от чулана ключи, но он не знает, каким из них можно открыть дверь. А чтобы подобрать ключ к замку, нужно правильно решить пример. Давайте ему поможем.
Дети самостоятельно находят значение выражения.
720 000 : 10 - 287 x 5
70 x 675
70 x 565
5 x 765
- А теперь по значению выражения найдите нужный ключ.
Дети выполняют задание.
- Буратино выбрался из чулана и побежал по дороге. Но тут на него напали разбойники. Это лиса Алиса и кот Базилио решили его ограбить. Давайте поможем Буратино убежать от разбойников. Составьте по таблице задачу и решите ее устно.
На доске:
Скорость 100 км/ч
Время ? ч
Расстояние 300 км
Д. Поезд идет со скоростью 100 км/ч. За сколько часов он пройдет расстояние в 300 км?
- Чтобы узнать время движения, надо расстояние разделить на скорость.
300 : 100 = 3 (ч)
- За 3 часа.
V. Физкультминутка
У. Ребята! Буратино немного устал, да и вы тоже. Давайте вместе отдохнем.
Ученик, одетый в костюм Буратино, проводит зарядку.
Буратино потянулся.
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
VI. Решение задач
У. Убегая от разбойников, Буратино добрался до пруда. Там он увидел Дуремара, который ловил черепашек. Буратино просит отпустить их, а Дуремар требует выкуп.
Давайте решим задачу Дуремара, и тогда он отпустит черепашек.
Учитель раздает детям карточки с текстом задачи.
Карточка
Дуремар ловил пиявок в пруду прямоугольной формы, длина которого 25 м, а ширина 8 м. Сколько пиявок может поймать Дуремар, если известно, что на каждом квадратном метре пруда обитает 100 пиявок?
Один ученик работает на закрытой части доски, остальные в тетрадях. Далее осуществляется проверка.
Решение:
1) 25 x 8 = 200 (м2) - площадь пруда;
2) 200 x 100 = 20000 (п.) - может поймать Дуремар.
У. За спасение черепашек черепаха Тортила решила подарить Буратино Золотой ключик, который уронил в пруд карабас Барабас. Она вынесла три коробочки: красную, синюю, зеленую. На красной коробочке было написано: "Здесь Золотой ключик", на синей - "Зеленая коробочка пуста", а на зеленой - "Здесь лежит гадюка".
Учитель прикрепляет на доску рисунки коробочек.
- Тортила прочла надписи и сказала: "Действительно, в одной коробочке лежит золотой ключик, в другой - гадюка, а третья - пуста, но все надписи неверны. Если отгадаешь, в какой коробочке лежит Золотой ключик, - он твой!"
|