Для того чтобы урок носил творческий и развивающий характер, воспитывал у детей трудолюбие, чувство сострадания, развивал логическое мышление, пригласите детей в сказку. Сказочный сюжет вводит учащихся в волшебный мир, где они вместе с героями преодолевают препятствия, побеждают зло, помогают обиженным.
Урок-сказка позволяет создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек пытливости и любознательности, что в конечном счете облегчает процесс усвоения знаний и делает обучение более эффективным.
Тема. "Умножение и деление на 10 и 100".
Цели. Воспроизвести приемы умножения и деления на 10 и 100 и закрепить умение выполнять умножение и деление в этих случаях; совершенствовать навыки письменного умножения и деления, умение решать задачи; развивать творческое воображение, логическое мышление.
Оборудование. Учебник "Математика. 4-й класс" (1-4), часть 1 (авт. И.Моро. М.: Просвещение, 2000); иллюстрации к сказке; карточки с дифференцированными заданиями, текстом задачи, геометрический материал.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель. Сегодня необычный урок математики. На нем все ученики класса отправятся в волшебный мир сказки. Если вы отгадаете загадку, то узнаете главного героя.
У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный:
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный.
Кто же это?..
Дети. Буратино!
У. Буратино по-итальянски - деревянная кукла. Ребята, а как называется сказка и кто ее написал?
Д. Алексей Толстой, "Золотой ключик, или Приключения Буратино".
У. Если вы сегодня будете хорошо работать, то узнаете тайну Золотого ключика. Вы хотите узнать тайну?
Д. Да!
У. Итак, сказка начинается...
II. Устный счет. "Числовая цепочка"
У. Отправляясь в Страну дураков, Буратино попадает в дремучий математический лес. Давайте ему поможем найти тропинку. Для этого мы должны поработать устно.
На доске: 20, 23, 26
- Что общего у этих чисел?
Д. Они двузначные числа.
У. Что вы заметили?
Д. Числа возрастают на 3.
У. Продолжите ряд чисел до числа, у которого одинаковое количество десятков и единиц.
Д. 20, 23, 26, 29, 32, 35, 38, 41, 44.
Числа записываются на доске.
У. Какое число в этом ряду "лишнее"?
Д. Число 20. В нем нет единиц.
У. Назовите интересные числа из этого ряда.
Д. 44 - одинаковое число десятков и единиц.
- 23, 32, 41 - сумма цифр 5.
- 26, 35, 44 - сумма цифр 8.
- 29, 38 - сумма цифр 11.
У. Найдите сумму чисел: 20 и 23, 26 и 29, 32 и 35, 38 и 41.
Результаты записываются на доске.
У. Что вы заметили?
Д. Результаты увеличиваются на 12.
У. Снимите информацию с числа 12.
Д. Дюжина.
- Двузначное число, его соседи по натуральному ряду - 11 и 13.
- Сумма цифр 3.
- 12 месяцев в году.
- Результат умножения чисел: 2 и 6, 3 и 4, 1 и 12.
- Результат деления чисел: 48 и 4, 36 и 3, 60 и 5, 24 и 2...
У. Обратите внимание на эти выражения.
На доске:
56 + 670 + 30 + 34
81 + 78 + 19
- Найдите значения выражений.
Д. 790, 178.
У. Как вы находили значения этих выражений? Какое правило применяли?
Д. Решали удобным способом. Применили переместительный и сочетательный законы.
III. Сообщение темы урока
У. Вот и нашел Буратино тропинку. Он пошел по ней, и она привела его к домику Мальвины. Мальвина пригласила Буратино в гости, напоила чаем и решила проверить его знания по математике. А тему урока выбрала на закрепление: "Умножение и деление на 10 и 100". Так как Буратино не ходил в школу, то с этой темой он не сможет справиться. Давайте ему расскажем и покажем, как нужно умножать и делить на 10 и 100.
IV. Закрепление пройденного материала
У. Решите примеры с объяснением.
На доске:
|