Д. Изменились рот, глаза, брови.
У. Теперь посмотрите на меня и определите мое состояние. Выберите подходящую схему.
Учитель изображает гнев и недовольство.
Ученик выбирает схему.
- Как вы определили?
Д. У вас нахмурены брови.
У. А что при этом появилось на лбу?
Д. Морщинки.
У. Да, когда человек хмурится, у него появляются морщины. Как назвали схему?
Д. Гнев.
Учитель прикрепляет табличку со словом "гнев" под схемой. На доске - две картинки. На первой картинке изображение мальчика, который удивляется, на второй - мальчика, испугавшегося насекомого. Дети определяют состояние мальчиков и соотносят их со схемами.
У. Как вы определили состояние детей?
Д. На первой картинке мальчик удивляется, у него приподняты брови и широко открыт рот, а на второй картинке у мальчика от испуга широко раскрыты глаза.
У. Как назовем схемы?
Д. Первую схему - "удивление", вторую - "страх".
Учитель прикрепляет таблички со словами "удивление" и "страх" под схемами.
У. Рассматривая иллюстрации и схемы, мы обнаружили, что у них разное расположение бровей, глаз и рта при определенном состоянии. Кто знает, каким словом называют эти различные выражения лица?
Выслушиваются ответы детей.
- Дети, это эмоции.
Учитель вешает на доску карточку со словом "эмоции".
- Что еще помогает нам определить состояние человека? Чем сопровождаются эмоции?
Д. Движениями.
У. Наши движения называются жестами.
Учитель вешает на доску карточку со словом "жесты".
- Сейчас я проверю, как вы запомнили эмоции.
Учитель закрывает на доске схемы эмоций.
- Возьмите конверт. В них разрезанные на две части схемы эмоций. Составьте все пять эмоций. На работу вам дается пять минут.
Ученики выполняют задание.
- Ребята, проверьте, справились ли вы с заданием.
Учитель открывает схемы эмоций на доске.
- Итак, как можно общаться друг с другом?
Д. С помощью речи, эмоций и жестов.
У. Как же могут общаться люди, потерявшие слух?
Д. Эти люди общаются с помощью эмоций и жестов.
У. Кто видел передачи по телевидению, где дикторы общаются с помощью эмоций и жестов? Что это за передачи?
Д. "Новости", "В мире животных", "Вести".
У. Кто знает, как называют такое общение?
Д. Не знаем.
У. Ребята, это сурдоперевод, а дикторы - сурдопереводчики. "Сурдо" означает ухо.
Учитель вешает на доску карточку со словом "сурдоперевод".
- Теперь вы можете сказать, для кого работают дикторы-сурдопереводчики?
Д. Они работают для глухонемых людей.
IV. Физкультминутка
У. Все мои команды вы будете выполнять с закрытыми глазами.
Учитель дает команды, дети их выполняют.
V. Знакомство с новым материалом (продолжение)
У. Мы выполняли упражнения с закрытыми глазами, и вы уже догадались, на месте каких людей мы сейчас попробуем оказаться.
Д. На месте людей, которые потеряли зрение.
У. Эти люди не могут видеть эмоции и жесты. Давайте поиграем с игру, которая поможет нам определить, с помощью чего эти люди познают окружающий мир. Называется игра "Отгадай, чей голосок". Сначала выбирается водящий, ему завязывают глаза. Весь класс хором говорит слова:
Как-то дружно встанем в круг,
Повернемся разом вдруг
И как скажем:
- Скок, скок, скок.
Отгадай, чей голосок?
А слова "скок, скок, скок" говорит только тот, на кого я покажу. Водящий должен угадать, кто говорит.
Игра повторяется 3-4 раза.
- Что помогло водящим определить говорившего?
Д. Их голоса.
У. Верно.
Учитель вешает карточку со словом "голос".
- А только ли голос? Закройте глаза, положите голову на руки и послушайте, где мы с вами сейчас окажемся.
Учитель включает пластинку "Звуки леса".
- Где мы были, что слышали?
Д. Мы были в лесу и слушали пение птиц, различные звуки.
У. Молодцы.
Учитель вывешивает карточку со словом "звуки".
- Как еще могут познавать окружающий мир люди, потерявшие зрение?
Ответы детей.
- Играем в еще одну игру. Надо с закрытыми глазами определить предметы, которые лежат на столе.
|