Выходят по очереди два ученика, им завязывают глаза. Перед первым учеником лежат заколка, пузырек с водой, игрушка, перед вторым - трубочка, пузырек с кнопками, книга. Дети пытаются узнать предметы.
- Что вы испытывали во время игры? Легко или трудно было отгадывать предметы?
Д. Было сложно.
У. С помощью чего вы определяли предметы?
Д. С помощью осязания.
Учитель на доске вывешивает карточку со словом "осязание".
У. Перед нами лежит книга. А как же эти люди читают? Или они не читают?
Д. Эти люди читают специальные книги, в них дырочки вместо букв, и слепые люди ощупывают дырочки в книге.
У. Молодцы! Вы много знаете. Ребята, вам понравились игры?
Д. Да.
У. А хотели бы вы оказаться на месте этих людей?
Д. Нет.
У. Почему?
Д. У этих людей много трудностей.
У. А какие они испытывают трудности?
Д. Людям, которые потеряли зрение, трудно ходить по улице. Они не видят, куда идут, могут упасть и сломать себе что-нибудь.
- Эти люди не могут видеть красоту природы, а глухие не могут слушать пение птиц, музыку.
- Люди, которые не видят, не могут выбрать в магазине продукты или вещи.
У. Да, людям, потерявшим зрение или слух, намного тяжелее здоровых людей приспосабливаться к окружающей среде. Как же надо относиться к таким людям?
Д. Надо помогать им на улице найти дорогу. Проводить до дома, если они просят, купить продукты.
- Надо быть внимательными к таким людям.
У. Что значит "быть внимательным"?
Д. Слабослышащим не надо громко кричать и раздражаться, а лучше написать то, что хочешь сказать, или показать жестами с выражением дружелюбия.
- Плоховидящим показать дорогу, уступить место. И не допускать обидных намеков на их недостаток.
У. Проявление чуткости и внимания называют милосердием. Мы говорили, как помогать людям, но если мы не будем ценить свое здоровье, то у нас тоже могут возникнуть нарушения органов чувств. Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, чтобы сберечь и свое здоровье, и здоровье других?
Д. Чтобы сберечь зрение, надо аккуратно обращаться с острыми предметами. Не ходить по классу с ножницами. Не ходить без шапки в холодную погоду, иначе можно застудить уши. Нельзя засовывать в уши какие-либо предметы.
У. К каким врачам мы можем обратиться за помощью, если вдруг что-то случилось?
Д. К глазному и ушному врачам.
У. Глазной врач называется "окулист", а уши, горло и нос лечит отоларинголог.
Учитель вешает на доску карточки со словами "окулист", "отоларинголог".
- Давайте беречь свое здоровье и здоровье других.
VI. Итог урока
У. Что помогает нам познавать мир?
Д. Органы чувств.
У. Какие органы чувств участвуют в этом?
Д. Органы зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса.
У. О каких органах чувств мы говорили сегодня?
Д. О зрении, слухе и осязании.
У. Что помогает людям, лишенным слуха, воспринимать окружающих людей?
Д. Жесты, эмоции говорящего.
У. Какие эмоции вы знаете?
Д. Радость, грусть, гнев, удивление, страх.
У. Как называют дикторов на телевидении, помогающих глухим людям получать информацию?
Д. Сурдопереводчики.
У. Что помогает людям, лишенным зрения, воспринимать окружающий мир?
Д. Звуки, голоса, осязание.
У. Как надо относиться к людям, лишенным зрения или слуха?
Д. Быть к ним более внимательными, помогать.
VII. Домашнее задание
У. Походите по комнате с завязанными глазами и составьте рассказ о трудностях, которые вы ощутили.
Ирина ГОВОРУШКИНА, учитель школы N 112, г. Москва |