Цели. Формировать навыки общения посредством эмоций, знакомство с правилами личной гигиены с целью профилактики различных заболеваний; научить внимательно относиться к людям с нарушениями органов чувств (слуха и зрения).
Оборудование. Схематичное изображение эмоций (карточки), раздаточный материал - те же схемы в конвертах, разрезанные на две части, беруши, книга, заколка, трубочка, пузырьки с водой и кнопками, игрушка, пластинка "Звуки в лесу", карточки с терминами.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Введение в тему урока
Учитель. У нас сейчас будет необычный урок - урок здоровья. Но прежде чем определить его тему, ответьте на мой вопрос: вокруг нас живет много людей, скажите, что у них общего?
Дети. У всех людей есть руки, ноги, тело.
У. Хорошо, а как это назвать одним словом, что у людей общего?
Д. У всех общая форма тела.
- Все общаются с помощью речи.
У. Речь - это важнейший способ общения.
Учитель вывешивает карточку со словом "речь".
- Дети, а существуют ли отличия людей друг от друга?
Д. Люди ведут себя по-разному.
- У всех людей бывает разное настроение и разный характер. Люди бывают добрые и злые, веселые и грустные.
У. Молодцы! Вы назвали много отличий и общих черт людей. Догадались ли вы, чему будет посвящен наш урок?
Д. Людям.
У. Верно. Прочитайте тему урока, записанную на доске.
Учитель открывает запись темы на доске.
III. Знакомство с новым материалом
У. Дети, с помощью чего мы можем познавать окружающий мир?
Д. С помощью органов чувств.
У. Какие органы чувств вы знаете?
Д. Мы знаем органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса.
У. Правильно. А теперь представьте, что может произойти с человеком, если у него не будет органов чувств?
Д. Человек не может обходиться без органов чувств. Он погибнет.
У. Вспомните опыт, который доказывает это.
Д. Человека поместили в темную комнату, где не было звуков, в специальном костюме. Человек не мог общаться, видеть, слышать, чувствовать - и он сошел с ума.
У. Какие нарушения, связанные с работой органов чувств, могут возникать у людей?
Д. Могут нарушиться зрение и слух.
- Когда человек простудился, нарушается обоняние.
У. В результате чего может быть нарушение?
Д. После болезни, какой-нибудь травмы, в результате аварии.
У. Хорошо. А какие трудности могут испытывать люди, потерявшие зрение или слух? Чтобы ответить на этот вопрос и лучше понять таких людей, мы попробуем побывать в их роли. У вас на партах есть вот такое приспособление (учитель показывает беруши). Что это?
Д. Похоже на ватку.
У. Это беруши. Как вы думаете, для чего они используются?
Д. Может быть, чтобы уменьшить звуки, которые мешают человеку.
У. Молодцы, правильно. Посмотрите, как ими пользоваться. Надо сложить противоположные уголочки 3 раза и положить в уши. Итак, сейчас поиграем в игру. Вы должны закрыть уши берушами и определить, что я произнесу.
Учитель произносит какую-то фразу (не очень громко), затем показывает, что можно открыть уши.
- Какое чувство я испытывала, обращаясь к вам?
Д. Вы были веселая, радостная.
У. Как вы определили?
Д. Вы улыбались. У вас были радостные глаза.
У. Посмотрите, у меня на доске висят схемы лиц. Какая из них отражает мое состояние?
Ученик выходит к доске и показывает схему.
- Как назовем схему?
Д. Радость.
Учитель прикрепляет табличку со словом "радость" под выбранной схемой.
Учитель показывает иллюстрацию, на которой изображен плачущий мальчик.
У. Как вы думаете, какое чувство испытывает этот мальчик?
Д. Он грустит, расстроен.
У. Найдите схему, соответствующую его состоянию.
Ученик выходит к доске и показывает схему.
Учитель прикрепляет табличку "грусть".
- Как вы определили? Что изменилось в чертах лица?
|