Вспомним, речь идёт не о простом саде, а о необыкновенном, чудесном, принадлежащем волшебнику Черномору. И поэтому там вполне можно встретить и сделанную из серебра дверь, т.е. серебряную. Значит, в этом стихотворении слово "серебряный" употреблено в его прямом значении, означает "сделанный из серебра". Далее ученики работают с толковыми словарями, ищут определение слова "серебро". (Драгоценный металл серого цвета). В тетрадях делается следующая запись: "Серебряная дверь - это дверь, сделанная из серебра, т.е. из драгоценного металла серовато-белого цвета. Слово "серебряный" в первом тексте употреблено в прямом значении". Теперь обратимся ко второму стихотворению: о каком времени года идёт в нём речь? Сейчас октябрь. Мы давно расстались с зимой. Вспомним зимний пейзаж (обращение к картине с зимним "прозрачным" пейзажем). Что же означает прилагательное "серебряный" в словосочетаниях "серебряный мороз", "серебряный простор"? Может быть, "сделанный из серебра"? (Серебряный означает "похожий на серебро белого цвета", блестящий, искрящийся, как блестит металл серебро. Иней, снег покрывает землю и деревья, и они стоят, словно покрытые серебром). Свойства, черты, характерные для серебра, как бы переносятся (работа над словом) на другие предметы. Значит, в этом случае слово "серебряный" имеет не прямое значение, а переносное. В тетрадях делается следующая запись: "Серебряный простор - это земля, трава, деревья, т.е. всё видимое пространство, покрытое инеем, и поэтому сверкающее, переливающееся на солнце, искрящееся, похожее на серебро. Слово "серебряный" во втором тексте употреблено в переносном значении". Учитель: Теперь мы познакомимся с новым для нас словом, которым будем называть слова и выражения, употреблённые в переносном значении. Запись в тетрадь: "Метафора - употребление слов в переносном значении для изображения или характеристики предмета или явления на основе сходства, сравнения". В переводе с греческого метафора означает "перенос". Работа по первичному закреплению материала. Прослушаем аудиозапись отрывка из поэмы А.С.Пушкина "Руслан и Людмила2. (С прохладой вьётся ветер майский...) Учитель предлагает ученикам найти в этом отрывке слова, употреблённые в переносном значении и записать их в тетрадь (золотые апельсины, зерцало вод, алмазные фонтаны, жемчужная, огненная дуга водопадов, гордые вершины, сонная волна). Объяснение нового материала... Отдельно запишем два последних словосочетания: гордые вершины и сонная волна. Вопрос к ученикам: Почему вы решили, что данные прилагательные употреблены в переносном, а не прямом значении. (Сказать "гордый", "сонный" можно только о человеке или животном, т.е. живом существе. Здесь слово сонный означает медленный, плавный, тихий; гордые вершины - это недоступные, устремлённые ввысь, вознесённые над человеком вершины. В этом отрывке о предметах неживой природы говорится, как о живых существах.) Учитель знакомит учеников с новым понятием: частным случаем метафоры - олицетворением и предлагает подумать, почему этот приём так назвали. (Начинается понятийная работа со словом "олицетворение".) Каков корень этого слова? Что мы называем лицом? У кого бывает лицо? Кого мы называем личностью? Итак, олицетворение делает неживое живым, даёт ему "лицо", наделяет яркими чертами и свойствами личности. Запись в тетрадь: "Олицетворением называется перенесение свойств и признаков живого существа на неодушевлённые предметы". Первичное закрепление материала. Работа с текстом, предварительно написанным на доске. В тексте пропущены прилагательные, данные здесь в скобках. Задача ребят - переписать этот отрывок, вставив подходящие по смыслу прилагательные. Скинуло кафтан (зелёный) лето, Отсвистели жаворонки всласть. Осень, в шубу (жёлтую) одета, По лесам с метёлкой прошлась. (Д. Кедрин) Найдём в этом стихотворении слова, употреблённые в переносном смысле (скинуло кафтан, в шубу одета, прошлась метёлкою). Как называются эти слова? (метафоры). Почему вы считаете, что эти слова употреблены в переносном, а не прямом значении? (скинуть кафтан, в шубу одеться, пройтись с метёлкою может только живое разумное существо, а здесь речь идёт о неодушевлённых предметах). Как же мы называем художественный приём, когда о неживых предметах и явлениях говорится, как о живых? (олицетворение). Значит, олицетворение - частный случай метафоры.
|