Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог школ
Каталог сотрудников
Документы
Учителю
Первокласснику
Ученику
Родителям
Образование за рубежом
Рефераты
Литература
Пресса
Отрывки из сочинений
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

Учимся рисовать словом
<<назад
 1  2  3 

Роль учителя литературы в школьном образовании переоценить невозможно. В наше время эта роль возросла многократно, так как уроки по этому предмету предоставляют преподавателю широкие возможности для подготовки детей к жизни в информационном пространстве, для формирования их способности ориентироваться в потоке разных сведений.

За годы работы преподавателем литературы я пришла к выводу о необходимости учить детей правильно читать художественное произведение, определять тему и идею текста, понимать подтекст, находить позицию автора, т.е. полностью "вычерпывать" смысл каждого рассказа, повести или их фрагментов. Особое значение сейчас приобретает умение читать периодику: не секрет, что большую часть различных сведений современный школьник получает именно через средства массовой информации, которые активно используют в своей практике различные изобразительно-выразительные приёмы языка.

Становится ясно, как необходимо детям знание изобразительных средств языка, которое, к тому же, способствует развитию коммуникативных способностей, что является, в свою очередь, одной из характеристик лидерских качеств личности ребёнка.

Хотелось бы добавить, что осмысленному и глубокому изучению литературного произведения служат также задачи медиаобразования, например, задания на нахождение требуемой информации в различных источниках, задания по переводу вербальной информации в визуальную и наоборот, задания на аргументирование собственных высказываний и т.д. Конкретное применение этих заданий я попыталась показать на примере урока литературы в 5-м классе по теме: "Понятие о метафоре как изобразительно-выразительном средстве языка".

Понятие о метафоре как изобразительно-выразительном средстве языка

Урок проведён в рамках недели русского языка и литературы, посвящённой 19 октября - дню Царскосельского лицея.

Цели урока:

  • образовательная - научить распознавать метафору среди других изобразительно-выразительных средств языка; видеть общие признаки у метафоры и олицетворения как частного случая метафоры, а также отличительные свойства олицетворения.
  • развивающая - развить у учащихся творческие наклонности, образное мышление, выразительную и правильную речь.
  • воспитательная - воспитать любовь к русской литературе, уважение к слову и к поэту как к человеку, умеющему владеть этим словом.

    I. На доске написаны два текста (фамилии авторов появятся на доске позднее) и эпиграф к уроку:

    "Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса:
    что хочу написать, как написать и для чего написать?"
    А.М. Горький



    а)
    В слезах отчаянья, Людмила
    От ужаса лицо закрыла;
    Увы, что ждёт её теперь!
    Бежит в серебряную дверь;
    Она с музыкой отворилась,
    И наша дева очутилась в саду. (А.С.Пушкин)

    б)
    Первый утренник, серебряный мороз!
    Тишина и звонкий холод на заре.
    Свежим глянцем зеленеет след колёс
    На серебряном просторе, на дворе. (И.А.Бунин)

    Объяснение нового материала

    Оба отрывка читаются вслух. Задаём детям вопрос, узнали ли они, из какого произведения взят первый текст. Получив ответ, выясняем, кто автор этого произведения, в чьём саду очутилась героиня и как это произошло. Сообщаем детям фамилию поэта-автора второго стихотворения, рассказываем, что И.А.Бунин писал не только стихи, но и замечательные рассказы, с которыми ученики познакомятся в старших классах. С поэзией же И.А.Бунина они встретятся ещё раз уже в этом учебном году.

    Затем обращаемся к эпиграфу. И, прочитав его, приходим к мысли, что очень важно, по мнению А.М.Горького, знать, о чём писать, т.е. тему своего произведения, для чего писать, т.е. идею, но не менее важно, как, какими средствами языка следует воплощать свой замысел. И сегодня мы начнём знакомство с этими средствами языка, которые называются изобразительно-выразительными, так как с их помощью поэт изображает (рисует) различные картины и выражает наиболее полно и ярко свои мысли.

    Беседа с классом
    Мы видим, что в обоих текстах повторяется одно и то же слово (серебряный). Что означает слово в первом тексте? (Сделанный из серебра).

  •  1  2  3 
     
      Copyright © RIN 2002-.
      * edu@rin.ru