Обсуждая качества, присущие кому-либо, так или иначе осознаешь, какие из них есть в тебе самом. С этой целью учителя кафедры не обходят стороной и такого рода дискуссии на уроках, как:
"Что мне нравится и не нравится в людях?" "Гражданский долг - это значит: хорошо учиться, не быть индифферентным к страданиям других, быть твердым в своем убеждении, заботиться о родителях, уважать людей... что еще вы могли бы сюда добавить?.." "Что создает личность?" Вопросы для работы в группах: Какие черты характера вы цените в людях? Назовите вашего любимого литературного героя. Скажите, что вас привлекает в нем (ней)? Если бы вас попросили назвать самую важную (ценную - valuable) черту характера в человеке, какую бы вы назвали, почему? Какие на ваш взгляд, черты характера вы должны развивать (дальше), а от каких избавиться? Зачастую, как того и требует коммуникативный метод работы, мы обыгрываем (создаем) ту или иную ситуацию. Так, для тренировки лексики, проникающей во все сферы деятельности в нашем регионе, такой как менеджмент, маркетинг, дилер, инвестиции и т.д., учителя, разделив классы на группы, дают задание типа: Вы пришли в бизнес-компанию, постарайтесь произвести там как можно больше операций, употребив все (или большую часть) слова, данные каждой группе, развивая при этом дух соревнования (установив время + количество слов для использования). Чем более ценна групповая работа по сравнению с индивидуальной и даже с парной? В этом случае говорящий будет уметь перестраиваться на ходу, будет адекватен изменяющейся в каждый момент ситуации. Иностранный язык, как музыка и спорт, требует ежедневных тренировок, поэтому она многое делает на уроках для воспитания у учащихся старательности, аккуратности, и терпения. Воспитание культуры речи, в чем иностранный язык может многим помочь родному языку, культуры поведения, манер и т.п. - все это то, что способен принести учащемуся процесс овладения иностранным языком. Ряд тем, предполагаемо дискуссионных, рождает в учащихся желание высказаться, показать умение самостоятельно сделать вывод, спорить и доказывать свою точку зрения (убежденность). Это такие темы, как "Отцы и дети, деды и внуки", "Кто вы - рыцари наших дней", "Что считать роскошью, а что - предметами первой необходимости?". Все учителя кафедры иностранного языка уделяют большое внимание профессиональной подготовке учащихся к их жизненной карьере. Последующим этапом является обсуждение необходимых деловых качеств для: 1. Учителя, 2. Директора школы 3. Директора радио 4. Директора ТВ Мы учим, можно так сказать, не языку, а речи на языке, мы все в поиске методической панацеи. Современный урок иностранного языка, как понимают его учителя, это активное взаимодействие и сотрудничество учителя и учащихся, на основе осознанных учащимися действий. Но любое взаимодействие, особенно запрограммированное (как зачастую уроки), предлагает знание психологических особенностей партнера по коммуникации (в данном случае обучаемых), его сильные и слабые стороны, его интересы и т.д. Легкого пути говорения нет, ибо всякая речь должна быть грамотной, логично построенной, осмысленной, а для этого нужны такие качества, как усидчивость и старание, умение слушать и уважать говорящего, выбрать главное, смелость высказывать и отстаивать точку зрения и т.п. Все эти качества стараются воспитывать на своих уроках учителя . Уроки ими рассматриваются как система дидактических задач, поэтапно ведущая к усвоению; в каждом уроке (английского и немецкого языка) отражаются важные требования педагогики, психологии, физиологии, социологии и преподаваемого предмета. Важен и фактор дивергентности ("видеть проблему в развитии"), что иногда неоценимо значимо. Еще несколько размышлений по поводу системы коммуникативного обучения иноязычной культуре, культуре общения с людьми иного, порой, образа мышления, склада ума, менталитета. Учителя, согласившись полностью с данной системой обучения, пришли к выводу, что нужно постоянно быть в поиске чего-то нового; однако эта система тем хороша и перспективна, что все задания (на всех ступенях обучения) представляют собой речемыслительные задачи разного уровня проблемности и сложности.
|