Расположение нашей страны, с географической точки зрения, таково, что, скорее всего, нет необходимости доказывать кому-то значение обучения иностранным языкам в школах, лицеях, гимназиях; стремление большого процента людей (большей частью молодых) изучать немецкий или английский язык, а зачастую, как у нас в лицее - сразу оба, не являет собой феномен, а скорее, образ жизни. Начиная обучать языку, мы приводим живые примеры - аргументы, для чего нужен в наше время иностранный язык (в особенности английский, как международный). Вот лишь несколько таких примеров.
Когда аргентинский пилот приземляется в аэропорту Турции, и он, и его команда говорят лишь по-английски; Если немецкий (русский в одинаковой мере) ученый-физик хочет, чтобы о его открытии узнали физики-ученые других стран, он публикует свое "открытие" в англоязычном журнале. В наше время около 750 млн. людей (включая страны, где английский является вторым государственным) говорят на английском языке, а это означает, что 1 человек из 7 в мире может общаться на английском языке. Больше, лишь по количеству, людей, говорящих на китайском, но совершенная редкость, чтоб на нем говорили где-то вне самого Китая. В Западной части Германии ученые, как правило, всегда публикуют свои работы сначала на английском, объясняя это тем, что, написанные лишь на немецком, они будут прочитаны лишь в Германии... В Японии недавно газета предложила награду в 18 тысяч долларов тому, кто сможет написать технические учебники на простом английском. Многие японцы, окончив свой университет, поступают в профессиональные технические ВУЗы Англии, чтобы, улучшив свой английский, получить более оплачиваемую, более выгодную работу, и т.д. Методы, применяемые педагогами для развития интереса к языкам, разнообразны, но используемая методология дает импульс воображению и творчеству самих учащихся. Русская традиция обучать, большей частью опираясь на индивидуальную работу, больше не может считаться естественной и определяющей успех. По коммуникативной методологии (автор статьи, Т.В.Кожевникова и Э.Л.Джалалова успешно изучили ее на Британских курсах в Польше) превалирующими на уроках должны быть парная и групповая формы обучения. Такая методология имеет наибольший эффект по сравнению с остальными, если уровень знания языка разнится значительно (у нас учащиеся приходят из разных школ, в частности из таких, где английский язык не преподавался месяцами из-за отсутствия учителей); с другой стороны, трудно было бы сподвигнуть к коммуникации учащихся, один из которых слишком застенчив, другой молчалив, третий, напротив, так и стремится сказать все за всех. Здесь и применяем мы работу в группах, "командах", давая задания не одному учащемуся, а целой команде, которая работает сообща, составляя мнение, споря, выясняя, а учителю остается контроль за осуществлением такого рода "проектов" на английском (или немецком) языке и помнить об ограниченном времени для выполнения задания. Так, например, выполняется подготовка и тренировка общения по темам: "TV - за и против" "Кино и музыка в нашей стране" "TV: ведущие, которые тебе импонируют (почему?)" "Роль прессы в нашей жизни" "Школьные годы - лучшие (ли) годы жизни" "Идеальная школа в твоем представлении". Контроль самих себя и ответственность за создание интересной работы делают учащихся энтузиастами, на уроке нет места скуке, порой возникают горячие споры, которые идут, однако, на "языке" (иностранном), поэтому ценны. Возрастают мотивация и интерес в овладении и в улучшении знания языка, в развитии ученической ответственности и самостоятельности, в развитии памяти, творчества, экономии времени и умении кратко изложить идею, в развитии командного духа, изобретательности. Развитию сразу нескольких деловых качеств способствуют такие групповые методы работы учащихся, как интервьюирование, анализ опубликованного материала, работа со словарями (словарь синонимов, словарь международной лексики, словарь иностранных слов и т.д.). В этом случае учащиеся делают свои маленькие открытия: интересно и умно поставленный вопрос дает возможность получения более интересного ответа; знание (угадывание) интереса, характера интервьюируемого - услышать что-то непредсказуемое; составление же затем статьи (совместной) позволит каждому проверить умение выразить мысли другого человека в прямой и косвенной речи.
|