У ребенка конфликт с учителем... Это, конечно, дело житейское - с кем не бывает. Всем не угодишь. Учиться все равно надо... Так-то оно так, но только от этих мыслей никому не становится легче. Ни ребенку, который идет в школу, как на каторгу, ни родителям, которые находятся в замешательстве, ни учителю, которому на голову свалилась очередная проблема. Так как же можно помочь маленькому человеку преодолеть кризис? Лезть или не лезть? - вот в чем вопрос Многие родители считают, что вмешиваться в конфликтную ситуацию не стоит. Одни полагают, что отношения, что только усилят антагонизм между учителем и учеником. Другие уверены, что ребенок должен сам разрешить конфликт. Однако психологи считают, что такая пассивная позиция ошибочна. Почему не стоит пускать ситуацию на самотек?
Во-первых, страдающий от конфликта ребенок может посчитать, что, отказав в помощи, вы его предали. Это подорвет его доверие к вам и, возможно, он в следующий раз не обратится за помощью в более сложной ситуации. Во-вторых, ребенку необходимо научиться разрешать конфликты, и кто-то должен ему показать, как это делать цивилизованным путем. В-третьих, конфликтуя с учителем, ребенок находится в очень сложной ситуации. Для него учитель - то же, что для вас начальник. Насколько спокойно и защищенно вы себя ощущаете, когда попадаете под удары начальственного гнева? Не правда ли, вам тяжелее "разрулить" эту ситуацию, чем ссору с другом или тем, кто занимает ту же социальную нишу, что и вы? Любую сложную ситуацию легче разрешить тому, кто может посмотреть на нее со стороны. Человек, разбирающий конфликт, должен понимать, что происходит, но в то же время не должен заражаться эмоциями конфликтующих сторон. Идеальным "рефери" будет специалист, обладающий навыками психологической помощи, например, грамотный школьный психолог. К сожалению, далеко не во всех школах есть такой сотрудник, не меньшее сожаление вызывает и то, что часто занимающие эту должность не являются профессионалами или вынуждены встать на сторону учителя, поскольку спасают честь мундира. Тем не менее, прежде чем пытаться самостоятельно разобраться с учителем, стоит поговорить с психологом, если таковой в школе есть. За рубежом никто не удивится, если родители наймут стороннего специалиста для разрешения конфликта ребенка и учителя, однако в нашей стране это может быть воспринято в штыки. Поэтому такой в общем-то правильный и удобный вариант отпадает. Но если у вас есть возможность, обратитесь к специалисту, чтобы он проконсультировал вас и ребенка. Это станет большим подспорьем, даже если общение с педагогом вы будете вести самостоятельно. Родителю сложно выполнять функцию миротворца, поскольку в конфликт вовлечен самый дорогой для него человек - ребенок. Однако в большинстве случаев именно мать или отец вынуждены вмешаться и разобраться в ситуации. Как правило, родители начинают бить тревогу, когда конфликт ребенка с педагогом дошел "до ручки". То есть у ребенка развился школьный невроз. Можно ли до этого не доводить? Разумеется, тем более что на ранних стадиях недоразумение уладить значительно проще, чем когда ученик и учитель начинают скрежетать зубами при виде друг друга. К сожалению, многие дети не сообщают родителям о своих конфликтах в школе. Некоторые боятся родительского гнева. Другие просто не могут сформулировать суть проблемы - они чувствуют, что что-то не так, но рассказать о наболевшем не могут - это особенно свойственно ученикам 1-6 классов. Вот как можно заподозрить конфликтную ситуацию: Ребенок стал терять интерес к учебе. Ученик начальной школы не хочет идти на занятия вообще, более старший ребенок явно пренебрегает каким-то предметом. Ребенок "забывает" сделать задание, оставляет дома учебник и тетрадь - пытается вести себя так, как будто этого урока не существует. Ребенок неадекватно реагирует на вопросы о каком-либо предмете или учителе. Раздражается, изменяется в лице, замыкается в себе. Ребенок рисует карикатуры на определенного учителя, уродует учебник по конкретному предмету, его тетрадь грязнее, неряшливее обычного.
|