Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог школ
Каталог сотрудников
Документы
Учителю
Первокласснику
Ученику
Родителям
Образование за рубежом
Рефераты
Литература
Пресса
Отрывки из сочинений
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

"Мифология и устное народное творчество"
<<назад
 1  2  3 


  • Родильный обряд (1 час).
    Комплекс предродовых запретов. Рождение ребенка как переход существа из одного мира в мир людей.

  • Свадебный обряд (1 час).
    Свадебный обряд как переход в новый возрастной статус. Поведенческие стереотипы сватовства. Причитания и оплакивания на девичнике. Ритуальная баня как очищение перед возвратом в мир живых. Параллельная имитация свадьбы как обман "злых сил".

  • Похоронный обряд (1 час).
    Похороны как проводы человека из мира людей. Изготовление савана. Функция плакальщиц. Похоронные плачи. Ритуал омовения, обряжения, вынос тела. Система запретов.

    II. Фольклорные жанры и литература

    (14 лекционных и 3 практических часа)

  • Специфика фольклора (1 час).
    Специфика фольклора в сравнении с литературой: анонимность, инерция традиции, ситуативность, функциональность. Вариативность (канонический текст, инвариант, вариант, версия).

  • Миф, обряд, сказка (1 час).
    Соотношение мифа и обряда: миф лежит в основе обряда. Миф и сказка: миф как реальность для носителя мифологического сознания (содержит знание о мире, является частью религии), сказка - вымысел. Миф и обряд, потерявшие актуальность и ставшие материалом для сказки. Обряд и фольклорное произведение.

  • Волшебная сказка (1 час).
    Классификация сказок: о животных, волшебные, социально-бытовые. Жанр волшебной сказки: особенности сюжета. Связь волшебной сказки с архаичным обрядом инициации, тотемизмом, культом предков, способом наследования власти.

  • Несказочные повествовательные жанры (1 час).
    Легенды и предания: христианская и бытовая основа. Распространенные персонажи (помещик, купец, рабочий, колдун, леший, домовой, святой). Топонимические предания. Быличка как вид предания, особенности бытования (тесная связь с обрядом). Возможные темы бытовых рассказов.

  • Заговор как жанр обрядовой лирики (1 час).
    Функции заговора, его классификация: бытовые, любовные, обереги, профессиональные, социальные, лечебные. Объекты воздействия: люди, животные, предметы. Композиции заговора: зачин, просьба, замок. Поэтика заговора.

  • Былина как русский героический эпос (2 часа).
    Русский героический эпос: проблематика, основной конфликт (защита Руси от внутренних и внешних врагов, конфликт богатырей и князя, христианство и язычество). Историзм былины. Новгородский и Киевский циклы. Образы врагов (зооморфизм). Женские образы в былинах (мать, жена, поясница, колдунья).

  • Лирические народные песни (1 час).
    Переход от былины к исторической песне. Основные герои исторической песни. Любовные и семейные песни: основные образы. Тюремные, разбойничьи, солдатские песни: основные мотивы.

  • Обрядовая лирика (1 час).
    Колядки, плачи, корильные, величальные песни: связь с обрядами, основные обряды и мотивы.

  • Народные игры (1 час).
    Возникновение игры как подражание действиям взрослых со стороны не допускаемых к участию в обрядах и работе молодых членов общины. Солярная, аграрная и семейная магия в святочных и троицких играх. Ролевые игры как первичная форма народного театра. Раек и вертеп. Считалка как малый жанр, обслуживающий игры.

  • Малые фольклорные жанры (1 час).
    Загадка как изначальное табуирование некоторых названий. Пословицы и поговорки: смысловая завершенность - незавершенность, классификация по бинарной оппозиции (типа "труд - лень", "ученость - невежество" и т.п.). Происхождение пословиц и поговорок (влияние исторического события, литературный источник, связь с бытом). Частушка: функции, тематика, приемы.

  • Современный городской фольклор (1 час).
    Детский, взрослый, профессиональный фольклор. "Жестокий романс", "дворовая песня", анекдот, "садистские стишки", "страшилки", граффити.

  • Фольклор и литература (1 час).
    Пути взаимодействия фольклора и литературы. Использование фольклора в творчестве писателей XVIII-XIX вв. (М.В.Ломоносов, И.А.Крылов, А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь).

  • Фольклор в современной литературе (1 час).
    На примере творчества Н.Садур (драма), Л.Петрушевской (проза), А.Башлачева (поэзия).

  •  1  2  3 
     
      Copyright © RIN 2002-.
      * edu@rin.ru