Программа учебного курса "Мифология и устное народное творчество" для VIII-IX классов гуманитарной школы Каждый учитель старается сделать все возможное для того, чтобы его предмет стал самым интересным, привлекательным и значимым. И у каждого это получается по-своему неповторимо, необычно и, быть может, даже не всегда понятно для других. Вашему вниманию предлагается один из таких результатов творческих исканий педагога-новатора. Надеемся, вы оцените его по достоинству.
I. Христианство и язычество на Руси Календарные и семейные обряды (15 часов). Введение Понятие лекционных занятий. Культура как общественно-индивидуальная деятельность человечества. Три стороны культуры: материальная (вещественные ценности), духовная (религия, искусство, философия), социально-политическая (формы организации общественной жизни, выработка норм поведения и т.п.). Христианство и язычество как религии традиционной культуры. Устное народное творчество (фольклор) как вид искусства в традиционной культуре. Обычаи и обряды как передача выработанных ценностей и опыта от поколения к поколению. Картина мира в традиционной культуре (1 час). Система бинарных оппозиций как основа картины мира: оппозиции "свое - чужое", "мужчина - женщина", "живое - мертвое", "чистое - нечистое", "человек - не человек" и их воплощение. Категория "пространство - время" как базовая в разделении на суточный (утро - день - вечер - ночь), годичный (зима - весна - лето - осень) и жизненный (детство - юность - зрелость - старость) циклы. Пантеон языческих славянских богов (1 час). Религия как попытка объяснить явления природы и повлиять на стихии. Тотемизм и фетишизм как первобытные формы религии. Магия как средство подчинить силы природы. Род и Роженицы как древнейшие боги. Культ предков и берегини (домовые, кутные, спехи, дрема, баюнок, русалки). Зооморфные боги. Взаимодействие христианства и язычества на Руси (2 часа). "Повесть временных лет" о крещении Руси. Различия в языческом и христианском мировосприятии: тесная связь языческого сознания с циклами природы. "Синтез" христианских и языческих праздников: адаптация традиционной культуры к новым условиям. "Слияние" Святок (зимних игрищ в честь бога Святовида) и Рождества Христова, Пасхи и Радуницы (день поминовения предков), Троицы и языческих "зеленых святок", дня Иоанна Крестителя и гульбищ в честь Купалы. Имя человека в традиционной культуре (1 час). История возникновения имен: имя как характеристика человека по внешнему признаку, черте характера, положению в семье и роде, профессии. Смысл имени в традиционной культуре: сакральное имя как показатель принадлежности к миру людей, отчество - принадлежности к семье, фамилия - к роду, христианское имя - к христианской конфессии. Крестьянская усадьба (1 час). Три части крестьянской избы: изба, сени, клеть. Печь как граница двух миров. Половозрастные статусы крестьянской общины. Русский народный костюм (1 час). Головные уборы, верхняя одежда, обувь: связь отдельных элементов одежды с обрядами и половозрастными статусами. Святки (1 час). Двойственная природа праздника. Языческие корни колядования. Ряженье как элемент смеховой культуры. Игрища - "святочный театр" - как отражение аграрной магии и культа предков. Масленица (1 час). Масленица как аграрный праздник, связанный сельскохозяйственной магией. Горячие блины - символы весеннего солнца, ритуальная трапеза. Очищение как символическое торжество над смертью. Очищение как направленный элемент обряда. Троицко-семицкий цикл (1 час). Связь с языческими праздниками - Радуницей и русальной неделей. Праздник Ивана Купалы. Аграрные праздники (1 час). Ночь на Ивана Купалу как размыкание границ между мирами. Комплекс быличек о кладах и папоротнике. Купание и прыжки через огонь как обряд очищения. Гадание на венках и травах - отголоски растительного культа. Сожжение соломенного Купалы - магическое действие: солнце поворачивает на зиму.
|