Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог школ
Каталог сотрудников
Документы
Учителю
Первокласснику
Ученику
Родителям
Образование за рубежом
Рефераты
Литература
Пресса
Отрывки из сочинений
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

"Мифология и устное народное творчество"
<<назад
 1  2  3 

Программа учебного курса "Мифология и устное народное творчество" для VIII-IX классов гуманитарной школы


Каждый учитель старается сделать все возможное для того, чтобы его предмет стал самым интересным, привлекательным и значимым. И у каждого это получается по-своему неповторимо, необычно и, быть может, даже не всегда понятно для других.

Вашему вниманию предлагается один из таких результатов творческих исканий педагога-новатора. Надеемся, вы оцените его по достоинству.

I. Христианство и язычество на Руси

  • Календарные и семейные обряды (15 часов).
    Введение
    Понятие лекционных занятий. Культура как общественно-индивидуальная деятельность человечества. Три стороны культуры: материальная (вещественные ценности), духовная (религия, искусство, философия), социально-политическая (формы организации общественной жизни, выработка норм поведения и т.п.).
    Христианство и язычество как религии традиционной культуры.
    Устное народное творчество (фольклор) как вид искусства в традиционной культуре. Обычаи и обряды как передача выработанных ценностей и опыта от поколения к поколению.

  • Картина мира в традиционной культуре (1 час).
    Система бинарных оппозиций как основа картины мира: оппозиции "свое - чужое", "мужчина - женщина", "живое - мертвое", "чистое - нечистое", "человек - не человек" и их воплощение. Категория "пространство - время" как базовая в разделении на суточный (утро - день - вечер - ночь), годичный (зима - весна - лето - осень) и жизненный (детство - юность - зрелость - старость) циклы.

  • Пантеон языческих славянских богов (1 час).
    Религия как попытка объяснить явления природы и повлиять на стихии. Тотемизм и фетишизм как первобытные формы религии. Магия как средство подчинить силы природы. Род и Роженицы как древнейшие боги. Культ предков и берегини (домовые, кутные, спехи, дрема, баюнок, русалки). Зооморфные боги.

  • Взаимодействие христианства и язычества на Руси (2 часа).
    "Повесть временных лет" о крещении Руси. Различия в языческом и христианском мировосприятии: тесная связь языческого сознания с циклами природы. "Синтез" христианских и языческих праздников: адаптация традиционной культуры к новым условиям. "Слияние" Святок (зимних игрищ в честь бога Святовида) и Рождества Христова, Пасхи и Радуницы (день поминовения предков), Троицы и языческих "зеленых святок", дня Иоанна Крестителя и гульбищ в честь Купалы.

  • Имя человека в традиционной культуре (1 час).
    История возникновения имен: имя как характеристика человека по внешнему признаку, черте характера, положению в семье и роде, профессии. Смысл имени в традиционной культуре: сакральное имя как показатель принадлежности к миру людей, отчество - принадлежности к семье, фамилия - к роду, христианское имя - к христианской конфессии.

  • Крестьянская усадьба (1 час).
    Три части крестьянской избы: изба, сени, клеть. Печь как граница двух миров. Половозрастные статусы крестьянской общины.

  • Русский народный костюм (1 час).
    Головные уборы, верхняя одежда, обувь: связь отдельных элементов одежды с обрядами и половозрастными статусами.

  • Святки (1 час).
    Двойственная природа праздника. Языческие корни колядования. Ряженье как элемент смеховой культуры. Игрища - "святочный театр" - как отражение аграрной магии и культа предков.

  • Масленица (1 час).
    Масленица как аграрный праздник, связанный сельскохозяйственной магией. Горячие блины - символы весеннего солнца, ритуальная трапеза.
    Очищение как символическое торжество над смертью. Очищение как направленный элемент обряда.

  • Троицко-семицкий цикл (1 час).
    Связь с языческими праздниками - Радуницей и русальной неделей.

  • Праздник Ивана Купалы. Аграрные праздники (1 час).
    Ночь на Ивана Купалу как размыкание границ между мирами. Комплекс быличек о кладах и папоротнике. Купание и прыжки через огонь как обряд очищения. Гадание на венках и травах - отголоски растительного культа. Сожжение соломенного Купалы - магическое действие: солнце поворачивает на зиму.

  •  1  2  3 
     
      Copyright © RIN 2002-.
      * edu@rin.ru