Минимум содержания и требования к обязательной биологической подготовке учащихся, изложенные в уровне Б, существенно превышает уровень А как по объему и глубине раскрываемых знаний, так и по более сложным видам учебной деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся. Уровень Б предназначен для значительной части средних (полных) школ и других общеобразовательных учреждений. Школы с углубленным изучением биологии ориентированы на уровень, который существенно превышает уровень Б как по системе знаний, так и по характеру учебной деятельности. Для определения уровня достижения учащимися требований к обязательной подготовке необходимо использовать задания-измерители: с выбором одного правильного ответа из нескольких данных ответов, со свободным ответом и - практического характера. Для реализации обязательного минимального содержания биологического образования в основной школе и требований к уровню подготовки выпускников изучение пропедевтических курсов "Естествознание" следует проводить за два года, в V-VI классах. Это позволит перевести раздел "Общая биология" в IX класс. Эти измерители должны отвечать ряду условий: обеспечивать одновременную проверку знаний учащихся всего класса, не требовать больших затрат времени на ее проведение и обработку результатов, способствовать получению однозначной, объективной оценки результатов обучения. Задания-измерители с учетом требований целесообразно использовать систематически при организации текущей, тематической и итоговой проверки знаний. Обязательное минимальное содержание биологического образования и требования к уровню подготовки выпускников реализуются в программах и учебно-методических пособиях. В настоящее время существует несколько учебно-методических комплектов по биологии. Учитель может выбрать один из комплектов с учетом уровня подготовки школьников, специализации обучения в школе, особенностей региона. Вариант I Программы Природоведение. 5 кл. Авт. Н.И.Сонин, А.А.Плешаков. Биология. 6-11 кл. Авт. В.И.Сивоглазов, Н.И.Сонин, В.Б.Захаров. Учебники 1. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 кл. - М.: Дрофа, 1997-1999. 2. Сонин Н.И. Биология: Живой организм. 6 кл. - М.: Дрофа, 1997-1999. 3. Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология: Многообразие живых организмов. 7 кл. - М.: Дрофа, 1998-1999. 4. Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология: Человек. 8 кл. - М.: Дрофа, 1999. 5. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Биология: Основные закономерности. 9 кл. - М.: Дрофа, 2000. 6. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10-11 кл. - М.: Дрофа, 1996, 1998 (готовится переработанное издание). Данный вариант программы и учебников построен с учетом уровней организации живой природы, рассмотрения ее как сложной системы, включающей такие элементы, как клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера. (Подробнее читайте статью И.Д.Зверева "Учебно-методический комплект "Биология" в журнале "Биология в школе", 1999, N 7.) Учебно-методический комплект включает кроме программ и учебников рабочую тетрадь, дидактические материалы и методические рекомендации учителю. Вариант II Программы Природа. Введение в биологию и экологию. 5 кл. Авт. Т.С.Сухова, В.И.Строганов. Биология. 6-9 кл. Авт. И.Н.Пономарева, В.М.Константинов, В.С.Кучменко, Р.Д.Маш, Н.М.Чернова. Учебники 1. Сухова Т.С., Строганов В.И. Природа: Введение в биологию и экологию. 5 кл. - М.: Вентана-Граф, 1997-1999. 2. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 кл. - М.: Вентана-Граф, 1999. 3. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные. 7 кл. - М.: Вентана-Граф, 1999. 4. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек. 8 кл. - М.: Вентана-Граф, 1999-2000. 5. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии. 9 кл. - М.: Вентана-Граф (готовится к изданию в 2000 г.). Важнейшая особенность этих программ - увеличение объема экологического содержания за счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала; усиление внимания к биологическому разнообразию как исключительной ценности органического мира, к идеям эволюции органического мира, устойчивого развития природы и общества; расширения перечня лабораторных работ с ориентацией на активное самостоятельное познание явлений природы, развивающих практические и творческие умения учащихся.
|