Роль биологии в системе школьного образования обусловлена ее значением в формировании общей культуры подрастающего поколения, воспитании творческой личности, осознании своей ответственности перед обществом за сохранение жизни на Земле. Курс биологии вносит большой вклад в решение следующих задач:
овладение учащимися знаниями о живой природе, основными методами ее изучения, учебными умениями; формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры; гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению физического и нравственного здоровья человека; формирование знаний о биологических закономерностях, связях между живыми организмами, об эволюции, причинах видового разнообразия как основах экологической грамотности; установление гармоничных отношений с природой, обществом, со всеми живыми организмами, понимание жизни как высшей ценности. На реализацию задач, стоящих перед биологическим образованием, направлено его содержание, изложенное в образовательных программах, учебниках. Процессы демократизации общества способствуют появлению в Российской Федерации школ разного вида, которые работают по разным учебным планам, программам, учебникам (Закон РФ "Об образовании"). В переходный период, когда федеральные образовательные стандарты проходят стадию обсуждения, необходимо руководствоваться документами, обеспечивающими эквивалентность образования в общеобразовательных учреждениях. К ним в первую очередь относятся: Базисный учебный план общеобразовательных учреждений (приказ от 09.02.98 N 322), "Временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования" (приказ от 19.05.98 N 1236), "Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования" (приказ от 30.06.99 N 56). Кроме того, общеобразовательные учреждения должны ориентироваться на использование в обучении требований к уровню обязательной общеобразовательной подготовки выпускников и заданий-измерителей для определения достижения этих требований (Биология в школе, 1999, N2). Обязательный минимум содержания биологического образования (Биология в школе, 1998, N 4; 1999, N 6) составляет базовое содержание предмета, при отборе которого учитывался социальный заказ школе, достижения биологической науки, опыт отечественной и зарубежной практики преподавания. Он включает систему знаний об уровнях организации живой природы от клетки до биосферы, о строении, функционировании и развитии биологических систем, многообразии и эволюции органического мира, методах изучения живой природы, практическом значении биологических знаний для развития сельского хозяйства, селекции, биотехнологии, медицины, охраны природы, личной и общественной гигиены человека. В то же время минимум содержания биологического образования не может быть основанием для предъявления требований к уровню подготовки учащихся и аттестации учителей. Он не позволяет определить качество знаний учащихся, виды учебной деятельности. Эта проблема раскрывается в требованиях к уровню подготовки выпускников, изложенных в форме различных видов учебной деятельности, составленных с учетом обязательного минимума биологического образования (Биология в школе, 1999, N 2). Требования ориентируют на овладение определенными знаниями и умениями, которые проявляются в различных видах учебной деятельности: называть, приводить примеры, характеризовать, обосновывать, определять, соблюдать правила поведения в природе и др. Они дают возможность выпускникам школы включиться в трудовую деятельность, в которой необходимы биологические знания из той или иной области науки о живой природе. Для 11-летней средней (полной) школы по биологии разработаны минимум содержания и требования к его усвоению обучающимися 10-11 классов на уровнях А и Б. Уровень А включает минимальное содержание и перечень требований к его усвоению в форме различных видов учебной деятельности, предназначенных для общеобразовательных учреждений гуманитарного профиля.
|