Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог школ
Каталог сотрудников
Документы
Учителю
Первокласснику
Ученику
Родителям
Образование за рубежом
Рефераты
Литература
Пресса
Отрывки из сочинений
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

Обесчеловеченная школа
<<назад
 1  2  3 


Следовательно, как ни обидно это осознавать, одна с главных причин того, что дети -"плохие", а ученики - "серые", нам теперь известна: наш учитель, кроме своего предмета, в искусстве школьной педагогики мало что понимает.

Во-вторых, хотя животрепещущая проблема человековедения уже давно разбила лагерь под стенами школы, войти в это заведение не может, поскольку ее визит не предусмотрен так называемым государственным компонентом (программным перечнем обязательных для изучения учениками основ наук).

Правда, вторая часть учебного плана - школьный компонент - свободна в выборе предметов для внеурочного усвоения их учениками. Но эти занятия в основном призваны служить приложениями к обычным урокам. Перейти с накатанной десятилетиями и переданной нам в наследство узкопредметной тропинки на широкий человековедческий, личностносозидающий просвещенский путь современной национальной школе не позволяет ее хроническая зашоренность предметным эгоцентризмом, согласно которому ученик всячески подчиняется предмету, а все школьные негативы - балловые в классном журнале.

Именно это и мешает школе внимательнее присмотреться к жизни за своими окнами и спросить саму себя: что остается в человеке после того, как он закончит школу и забудет все, что когда-то изучал в ней? Высокому уровню развития детской личности взяться неоткуда. Он едва плетется следом за вялым обучением школьника, являющимся результатом размытости, абсолютного нивелирования чисто человеческого фактора в учебно-воспитательном процессе.

Причина такого положения - вовсе не генетический инфантилизм или твердолобость юных школьников, а упрямое нежелание официальной педагогики видеть краеугольную проблему самоорганизации личности. Между тем тот же Ушинский отстаивал необходимость подготовительного курса, который "придаст обучению ту сознательность и самостоятельность со стороны учеников, которая... и только которая может служить залогом того, что обучение будет для них... мощнейшим мотором их духовного и морального развития". Такого курса в учебном плане школы, к сожалению, нет, не предусмотрен.

Существует и третья причина торможения разрешения указанной проблемы. Она скрыта в дебрях изможденного галопированием организма нынешней школы. Представьте лишь, что метод самоорганизации личности вошел в учебные помещения. Безусловно, чтобы эффективно работать, он будет претендовать на повышенное внимание к себе со стороны организаторов учебно-воспитательного процесса: выделение урочного и внеурочного времени, немалые усилия по специальной подготовке и переподготовке педагогов, интегрирование под своими флагами действующих основ наук и т.п. Но в условиях информационного изобилия в нынешних программах и финансового дефицита учебного плана этого достичь сложно. Необходимо коренное реформирование всей классно-урочной системы, которая своей архаичностью уступает разве что пирамидам Хеопса. Возможно, именно это сдерживает высшее просвещенческое руководство? Но ведь кардинальные изменения в системе образования кардинально измененного общества просто неминуемы!

Начинать следовало бы с литературы, которая по своей специфике уже является в определенной степени своеобразным курсом человековедения. Но ее новейшие программы составлены так, что на уроке не то что не познаешь человека, но и вообще забудешь, как он называется. Составители программы, пребывая, видимо, в состоянии эйфории по поводу национального высвобождения литературного гения, явно действовали по принципу "немного обо всем и ничего о немногом". Так, на изучение великих литературных полотен - два-три урока, на поэзию нескольких авторов - один, а на поучительные жизнеописания писателей - и вовсе ничего. Так мы идем К или ОТ человековедения?..

Прежде всего, сегодня учеба и воспитание должны осуществляться интеллигентно и цивилизованно. Это требует безусловного, не на бумаге, уважения к детской личности, которое было бы результатом не голого восхищения или слепой любви, а познания в ней человека. Педагогическая интуиция, которой до сих пор пользовалась в своих педагогических действиях определенная часть учителей, должна быть вытеснена специальными знаниями в сфере человековедения, чтобы избежать ошибок в созидании сильной личности. Воспитывать интеллигентно - значит, воспитывать без драм и эксцессов, неуклонно соблюдая права и свободы ребенка как в школе, так и в семье. Упор в учебно-воспитательном процессе наконец должен быть сделан на активизации субъектного фактора, что предполагает квалифицированную организацию процесса самопознания и саморазвития личности школьника в качестве главных рычагов его дальнейшего жизненного успеха. Практика одергиваний школьника извне раз и навсегда должна быть объявлена антипедагогической, то есть сурово запрещенной как в школе, так и дома. Главным источником влияния на юную личность должна стать многоплановая информация, а педагог может выступать в качестве ее генератора и трансформатора в детское сознание.

 1  2  3 
 
  Copyright © RIN 2002-.
  * edu@rin.ru