У целебного источника личности остановилась школьная педагогика, не зная, как помочь молодому человеку из него испить Всему учит школа, многим "ведениям", а главному - познанию самого себя, познанию его величества Человека - места не нашлось. Вот и получается, что науки школьные как были раньше ветвями без ствола, так и в новых условиях остаются такими же. Никому - от местных отделов образования до самого министерства - нет дела до того, что в учебно-воспитательном процессе отсутствует стержень, на котором удерживались бы, облагораживая его, основы наук. Таким "стержнем" должен быть ученик - от первого до выпускного класса, - компетентный в механизме функционирования собственного Я. Выдающийся педагог К.Ушинский предупреждал: "Если педагогика желает воспитать человека во всех отношениях, то сначала она должна познать его тоже во всех отношениях". Но школа до сих пор человека не познает. Не познает в ней и юный человек самого себя. Всех участников учебно-воспитательного процесса поглотило единственное дело: преподавание и выполнение уроков. Создается впечатление, что в школе учат не человека и не на человека. Обучают знаниям, которые часто повисают в воздухе. Они не способны воспитать жизненный ум в молодом человеке, а если так, то и мудрость к нему никогда не придет. Как отметил известный классик философской мысли, самым первым условием мудрости является самопознание. Оно, разумеется, вещь непростая. Но элементарному самопознанию - кто я, что я могу, чего я хочу - школа должна детей научить. Жило бы в школе человековедение - и в сознании ребенка на всю жизнь нерушимым остался бы образ живого, реального человека как самоорганизующейся системы, главный принцип которой - творческое действие, а не пассивное созерцание. Именно тогда и возник бы стимул к постоянному самосовершенствованию, и основы наук стали бы для него желаемыми, а не ненавистными, как сплошь и рядом случается. Только в этом случае ученик сможет между строками основ наук находить нужную для себя человековедческую информацию, а собственно дидактика получит в его интеллекте надежный фундамент. Современная школа обязывает учеников выполнять упражнения, решать задачи, заучивать тексты, но не учит, как это делать, не прививает сызмала умение работать над собой. Правда, некоторые учебники содержат рекомендации по так называемой научной организации труда, но мало кто из учеников, да и учителей, обращает на них внимание: первые воспринимают это как лишние хлопоты, вторые - как бесплатное увеличение их нагрузки. Жаль! Ученики брошены в бурное море школьной учебы: кто не утонет, тот выплывет. Многие приплывают к счастливому берегу, но еще больше так к нему и не добираются: не хватает силы. Личностной, обеспечивающей жизненный успех. Спрос на нее в молодежной среде огромен, особенно сегодня, когда будущее нашей нации поставлено в равные условия с другими: выживай и процветай. Сначала определим объективные причины сверхнизкой эффективности существующей, даже с учетом реформенных изменений, системы школьного образования. Во-первых, она в своем практическом проявлении не использует должным образом вполне обоснованные рекомендации науки по организации процесса развития в ребенке успешной личности. Учить и помогать учиться - далеко не одно и то же. Если учитель учит, он исходит из того наивного представления, что все его сообщения непосредственно и полностью проектируются в головах учеников. А если ученик, считает учитель, плохо усваивает знания, то лишь потому, что ученик ленив, небрежен, невнимателен и вообще безответственен. Если же в классе таких учеников много, то учитель переносит свой вердикт на всех. Так автоматически срабатывает "универсальный" метод безапелляционной категоричности: выучить от сих до сих, иначе всем будет низкий балл! И учитель, отдадим ему должное, как правило, слово держит, хотя в конце семестра этот балл окажется, как и раньше, требуемым. Подобный подход к педагогическому делу не учитывает, что настоящая причина низкой успеваемости - не лень, а неумение ученика организовывать себя для работы, в частности - интеллектуальной. В течение всех школьных лет его никто и никогда не учил учиться. Великий Ушинский более ста лет назад настоятельно советовал учителю сначала научить ученика учиться, а потом уже поручать ему это ответственное дело. К тому же, не учить школьника, а только помогать ему в этом деле. И это беда, а не вина учителя. В свое время его тоже никто не обучал искусству человековедения. Цепная реакция обесчеловечивания учебно-воспитательного процесса "успешно" продолжается. И особенно сегодня, когда в условиях экономических неурядиц в скудных педвузовских программах методика преподавания - эта животворящая кровь дидактики - посажена на голодный паек. Мол, сей, учитель, и умное, и доброе, и вечное, а там - хоть трава не расти. Любопытно, есть ли где-то хоть один такой агроном, который умел бы только сеять? А вот учитель, не обученный "прополке" детской личности, в отечественной образовательной системе является типичным.
|