Широко известное в школьной жизни такое патологическое явление, как предметный эгоцентризм, застилает учителю свет многих педагогических истин. Не все, к сожалению, понимают, что практика, когда учитель учит, а воспитатель воспитывает, - это педагогика низшей формы. Ее высшее проявление - когда ребенок учит себя и воспитывает себя, поняв учителя и взяв пример с воспитателя. Поучительно воспитывая школьника, педагог невольно прививает ему чувство второсортности, незначимости, неполноценности, а ведь именно в этом коренятся истоки асоциальной, преступной мысли. Известный авторитет в науке о личности Л.Выготский доказывает: "с научной точки зрения, нельзя воспитывать другого. Можно лишь воспитываться самому". Он же, исходя из анализа природы человека, считал огромным грехом пассивность ученика, вытекающую из ошибочного правила, что "учитель - это все, а ученик ничто...". Следовательно, основы наук способен продуктивно усваивать лишь ученик, умеющий работать, хотя бы в азах, над самим собою. Но если так, то процессы познания и самопознания - это именно та колея, по которой должен двигаться локомотив развития детской личности. Однако мы лишаем его нормального движения, ставя на одну "рельсу" - изучения основ наук. Вторая - основы человековедения - пока бездействует. Если современная школа желает называться школой европейского уровня, она должна дать подрастающему человеку надежные гарантии этого. Но для этого нужны специальные государственно-педагогические усилия. Николай АВЕРИН (учитель, практический психолог) |