Более того, отвечая на вопрос: "Какие предметы вам хотелось бы изучать в дополнение к базовым?", школьники преимущественно называли предметы гуманитарного цикла - психологию, мировую культуру, еще один иностранный язык и т.д. Вместе с тем некоторые выпускники мечтают стать врачами и программистами. ...И жениться! Около половины современных выпускников также хотят видеть своих детей учениками родной гимназии. Очевидно, что это свидетельствует о высокой оценке труда учителей. Размышляя о мотивах профессионального выбора, ребята на первое место поставили заинтересованность в работе (она должна приносить удовлетворение) и ее объективную полезность людям. Большое значение в выборе будущей профессии имеют и семейные традиции - дети готовы пойти по стопам своих родителей. По мнению отвечавших, работа, безусловно, должна быть хорошо оплачиваемой. Приходится с сожалением констатировать, что среди выпускников практически нет таких, кто намерен работать в школе. В личной беседе ребята честно признаются, что педагогическая карьера не устраивает их по материальным соображениям. Они утверждают, что хотели бы как можно раньше начать самостоятельную жизнь и "не сидеть на шее у родителей". Около четверти опрошенных оказались не в состоянии обосновать свой профессиональный выбор. Они собираются пойти в ВУЗ, потому что "велят родители", "все так делают" и т.д. В основном это - дети состоятельных родителей. Приятно удивили представления старшеклассников о будущей семейной жизни. Все без исключения хотели бы создать собственные семьи и воспитать одного или двоих детей. Старшеклассники планируют начать семейную жизнь через 5-6 лет, когда получат какую-нибудь профессию. В качестве ведущего мотива создания семьи они называют любовь, желание быть вместе с любимым человеком, общие интересы с ним. Правда, многие девочки при этом добавляют, что хотели бы иметь мужа, который в состоянии их материально обеспечить, однако встречаются и такие, которые рассчитывают только на собственные силы. Фифти-фифти Среди учащихся 9-10-х классов было проведено еще одно исследование. Использовалась проективная методика, направленная на выявление отношения школьников к образованию. Образование рассматривалось как духовная ценность и как результат учения (образование как общественно-полезный институт). Данная методика позволила вскрыть, чем являются знания для учеников: средством для приобретения профессии или самостоятельной ценностью. Почти половина старшеклассников (48%) обнаружила ярко выраженную познавательную потребность. Их ответы часто были эмоционально окрашены, что говорило о значимости обсуждаемой темы. Остальные учащиеся образовали неоднородную группу. Около четверти из них не видят никакого смысла в приобретении знаний и считают, что профессиональный (и жизненный) успех зависит от других факторов. Они приводили примеры, когда профессионалы высокого класса оказываются за пределами профессионального сообщества. Часть школьников готова приложить немало сил, чтобы получить те или иные знания, выступающие для них средством овладения соответствующей профессией. Аванс доверия Таким образом, вырисовывается следующий портрет выпускника 2001 года. Среди 17-летних встречаются такие, кто рассчитывает на собственные силы, занимает отнюдь не потребительскую жизненную позицию и искренне надеется создать семью с близким по духу человеком. В качестве иллюстрации приведу два примера. Теперь уже студентка одного из ведущих столичных ВУЗов, вчерашняя выпускница школы, при поступлении наотрез отказалась от какой-либо помощи родителей. Она объяснила свое поведение стремлением всего добиваться самостоятельно. Другая девушка, получив неполное среднее образование, оставила школу, пошла учиться в техникум и потом поступила на вечернее отделение института, чтобы иметь реальную возможность помогать семье. Наши дети не так уж плохи, как это может показаться на первый взгляд. Их дальнейшая судьба не в последнюю очередь зависит от нашего к ним отношения. Перефразируя Э. Фромма, можно сказать: для того чтобы они были такими, какими бы нам хотелось их видеть - талантливыми, порядочными, честными, интересными и т.д., - мы должны иметь соответствующее к ним отношение.
|