Я уверена, что иногда можно относиться к ним даже лучше, чем они того заслуживают. Не так уж много они совершили в своей жизни плохих поступков, чтобы об этом слишком часто вспоминать. Значительно продуктивнее, легче, да и просто приятнее строить отношения с подростками, опираясь на то позитивное, что в них есть. Правда, при этом педагогу необходимо иметь установку на то, чтобы увидеть это хорошее. Один учитель верит в возможности своих учеников, в их способность ставить цели и добиваться каких-то результатов. Другой входит в класс, считая, что делает абсолютно бесполезное дело, так как перед ним - бестолковые неучи, которых ничего не интересует. Один видит в учениках заинтересованных слушателей и собеседников, надеется узнать от них что-то новое, другой стремится как можно проще изложить заданный рамками программы материал. В результате один выходит из класса с хорошим настроением и строит планы на будущее, а другой всегда недоволен жизнью и при каждом подходящем случае ругает учеников и клянет выбранную профессию. Как правило, во втором случае часто возникают конфликты между учителем и учащимися, причем порой неразрешимые. Дети прекрасно чувствуют настрой учителя и как бы невольно им заражаются. Важное направление работы психолога в школе - взаимодействие с педагогическим коллективом, которое не может ограничиваться конкретными рекомендациями по частным вопросам. Следует тактично и обоснованно объяснять педагогам, что непредвзятое, а иногда и необоснованно хорошее отношение к ученику - непременное условие комфортного самочувствия как учеников, так и учителя. В школе не должно быть места пессимизму и упадническому настроению. Открытая позиция, желание разобраться в современных детях, готовность пойти на компромисс - слагаемые профессионального поведения учителя. Современные подростки действительно не такие, как мы. Но это не означает, что они хуже нас. Они просто другие. Марина Степанова, кандидат психологических наук, "Школьный психолог" |