Принимая человека таким, каков он есть, мы делаем его хуже; принимая же его таким, каким он должен быть, мы заставляем его быть таким, каким он может стать. Виктор Франкл Люди, чья профессиональная или личная жизнь так или иначе связана с системой образования - с преподаванием в школе или ВУЗе, с учебой детей и внуков, - измеряют свой жизненный путь не календарными, а так называемыми учебными годами. В конце года, как известно, обычно подводят итоги. Какие дети сегодня выходят из школы, что представляют собой 15-17-летние?. Полученные результаты заставили о многом задуматься. Боясь ошибиться, я не решилась сразу поделиться своими мыслями на этот счет, однако наблюдения и размышления в летний период подтвердили первоначальные выводы. Что мы, взрослые, знаем о сегодняшних подростках? Всегда ли мы к ним справедливы? Нам свойственно забывать, что современная жизнь предъявляет высокие требования к людям, в том числе и к детям. Часто мы оправдываем собственные промахи, ссылаясь на трудности жизни, но становимся непримиримыми и даже иногда жестокими, когда такие же промахи совершают другие. А если эти другие - наши дети, которые еще не научились решать взрослые проблемы? Вчера и сегодня Довольно часто приходится слышать (особенно от людей старшего поколения), что "молодежь теперь не такая", "вот мы в их годы" и т.п. Постоянное общение со школьниками, к сожалению, иногда подтверждает данную точку зрения. Действительно, бывают ситуации, в которых я не знаю, как себя вести, чтобы поставить на место разбушевавшееся дитя, ибо в нашем школьном опыте такого просто не было. Мы не слушали на уроках плеер, не рассматривали картинки в глянцевых журналах, рассказывающих о "настоящей жизни" эстрадных звезд, не ломали компьютеры. Но так ли уж мы были безупречны в их возрасте? Случалось, что и мы прогуливали скучные уроки, списывали, "забывали" тетради с домашним сочинением, разбивали стекла. Школьные шалости - большие и маленькие - психологически тонко и лирично запечатлены в хорошо известном фильме более чем тридцатилетней давности "Доживем до понедельника". Сегодняшние выпускники школы сильно отличаются от своих ровесников 70-80-х годов. Среди современной молодежи немало тех, кого по праву можно назвать взрослыми. Они сознательно совершают свой жизненный выбор, исходя не столько из желаний, сколько из своих возможностей. Нельзя не согласиться с теми, кто говорит о меркантильности молодежи, но она ведь бывает разной. Молодые люди отказываются от учебы, так как понимают, что уже обязаны хотя бы частично содержать себя. Стоит ли к этому относиться отрицательно? И вообще, всегда ли мы правы, оценивая молодежь со своих позиций? Кстати говоря, по мнению подростков, мы не правы в большинстве случаев. Думаю, что следует прислушаться к этим замечаниям. Хочу учиться ... В конце прошлого учебного года учащимся 9-11-х классов был предложен опросник профессионального и личностного самоопределения. С помощью этого опросника изучалось три блока проблем: отношение учащихся к школе, учению и учителям, представление о семейной жизни и профессиональные предпочтения. Опросники, как известно, обладают малой диагностической и тем более прогностической ценностью. Однако они позволяют получить общие сведения, которые вполне могут быть использованы в качестве отправной точки для дальнейших исследований. Что касается отношения учеников к школе, то оно совпало с ожидаемым. Мало кто из старшеклассников недоволен школой и учителями. Большинство детей с уважением относятся к тем учителям, которые знают свой предмет. По мнению старшеклассников, образование является одной из важных составляющих успешной профессиональной карьеры. Почти все выпускники (около 90%) хотели бы обучаться в ВУЗе. Профессиональный выбор довольно широк, однако явное предпочтение было отдано юридическим, экономическим и языковым факультетам. Необходимо уточнить, что до недавнего времени наша гимназия имела языковую направленность, и поэтому соответствующий выбор понятен.
|