Примеры рассказов: 1. `Я - рыжий щенок и грызу косточку. В некоторых местах она вкусная и сладкая, а в некоторых - жесткая, и я не могу ее разгрызть. Самое вкусное для меня - это мамино молочко, но я уже умею лакать из миски. Я все время голодный`. 2. `Я - ель. Расту на опушке леса. Земля тут мягкая. Мои корни берут из нее воду и всякие нужные мне вещества. Я не умею ни грызть кость, ни пить молоко. Мне это и невкусно`. 4. Составление образных характеристик объектов Игра `Подбери такое же по цвету` Цель: упражнять детей в сравнении объектов по цвету и учить находить ярко выраженное цветовое решение в знакомых детям объектах. Игровое действие: назвать цвета объектов или их частей на картине и найти данный цвет в предметах окружающего мира. Составление открытых описательных загадок, которые подходят под разные объекты и имеют множество отгадок. Например: Белый цвет. Загадка: белый как снег, как простыня, халат доктора и т.п. (Под эту характеристику подходят: частичный окрас собаки, ее щенят, молока, занавесок в доме и косточки в зубах одного из щенков.) Игра `Сравни по форме` Цель: упражнять детей в сравнении предметов по форме и учить находить выделенную форму в предметах окружающего мира. Игровое действие: назвать форму объектов или их частей на картине и найти данную форму в предметах окружающего мира. Составление открытых загадок. Игра `Сравни по материалу` Цель: упражнять детей в сравнении предметов по материалу и учить находить выделенный материал в предметах окружающего мира. Игровое действие: назвать материал, из которого сделан объект, изображенный на картине, и найти предметы, сделанные из такого же материала, в окружающей среде. Составление открытых загадок. Далее воспитатель может самостоятельно провести серию игр по выделению специфических признаков объектов, их действий, назначений, размеру и т.д. Итогом является составление описательных загадок через речевые связки: `Как...` или `Но не...`. Например: Загадка про веревку: `Длинная, но не река; извилистая, но не змея; крепкая, но не сталь; удерживает, но не замок`. Загадка про ель: `Зеленая, как зеленка; высокая, как башня; сама растет, как человек; дает тень, но не зонтик`. 5. Создание рассказов-фантазий с использованием приема перемещения объектов во времени Цель: учить детей представлять выбранный на картине объект с точки зрения его прошлого или будущего и придумывать рассказ, используя в нем словесные обороты, характеризующие временные отрезки (до того, как...; после того, как...; утром...; потом...; в прошлом; в будущем; днем; ночью; зимой; летом; осенью; весной...). Ход занятия: 1. Объекты на картине разделяются на три категории: а) рукотворный мир; б) живая природа; в) неживая природа. 2. Прием преобразования во времени целесообразно вводить в соответствии с этими категориям и в следующей последовательности:
Объекты животного мира, изображенные на картине, рассматриваются в рамках суточного изменения, например, при составлении описательного рассказа на тему `Я вспоминаю, что было с собакой ранним утром`, или `Я представлю, что было с ней поздно вечером`. Объекты растительного мира можно рассматривать в рамках изменения времен года, например: что было с березой зимой или что с ней будет ранней осенью. Неживая природа рассматривается в рамках крупных изменений окружающего ландшафта (это зависит от разумной или неразумной деятельности человека), например: как выглядело это место на картине, когда человека еще не было на земле; как будет выглядеть это место через сто лет. Рукотворные объекты рассматриваются в рамках времени их создания и использования. Например: кто, когда и зачем сварил кашу для собак; кем, когда и зачем сделана будка для собаки, как за ней нужно ухаживать, чтобы она дольше прослужила. Примерная последовательность вопросов к детям: 1) Какое время года изображено на картине? (Старшие дети должны различать три состояния каждого времени года, например: раннее лето, позднее лето и лето в зените.)
|