На примере картины `Собака со щенками` 1. Определение состава картины Цель: выявление как можно большего количества объектов на картине и их структурирование. Игра с `подзорной трубой` Цель: упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия. Материалы: рассматриваемая картина, альбомный лист бумаги, свернутый для имитации подзорной трубы. Ход игры: каждый ребенок по очереди рассматривает картину в `подзорную трубу` и называет только один объект. Например: мама-собака, щенок с рыжими пятнами, щенок с черными пятнами, щенок с коричневыми пятнами, косточка, миска с молоком, будка, дом, елка, веревка, трава... Внимание! Не забудьте назвать с детьми небо и землю. Игра `Кто в кружочке живет?` Цель: учить детей производить замену выделенных объектов схемами. Материалы: картина, чистый лист бумаги (50 x 30 см), фломастер одного цвета (например, синий). Ход игры: каждый ребенок должен назвать, кто из персонажей или объектов картины `живет` в указанном педагогом кружочке, и схематично нарисовать названное существо или предмет. Игровое правило: в кружке должен находиться только один объект, например: собака - щенок 1 - щенок 2 - щенок 3 - дом - будка - миска - ель Игра `Ищу родственников` Цель: учить детей классифицировать объекты на картине и активизировать словарь обобщающими понятиями. Игровое действие: нахождение однородных объектов по заданному классификационному принципу: 1) природный мир - рукотворный мир; 2) живая - неживая природа; 3) целое - частное; 4) по месту нахождения; 5) по выполняемой функции. Например: 1) Собака, щенки, трава, земля, небо, деревья, молоко - природный мир. Будка, миска, дом, веревка - рукотворный мир. 2) Собака, щенки, трава - живая природа. Небо, земля - неживая природа. 3) Крыша, труба, окна, стены - дом. Голова, туловище, ноги, хвост - собака. 4) Береза, ель, кусты, трава - опушка леса. Собака, щенята, будка, пища - лужайка перед домом. 5) Дом, будка - здание, сооружение. Миски глубокая и мелкая - посуда. 2. Установление взаимосвязей между объектами Цель: установление взаимозависимостей между объектами по разнообразным параметрам. Игра `Ищу друзей (недругов)` Цели: установление эмоционально-духовных связей и взаимодействий между изображенными объектами на уровне `хорошо - плохо`; развитие связной речи; упражнение в использовании предложений со сложноподчинительной связью. Игровое действие: поиск `друзей (недругов)` применительно к конкретному объекту. Необходимо следить за тем, чтобы дети не повторяли ответы других, отвечали развернуто и доказательно. Примеры: Собака - дом. `Собака с удовольствием сторожит дом, потому что хозяева дома кормят ее, заботятся о ней: приносят вовремя пищу и даже построили будку`. Веревка - собака. `Собаке неприятно, что веревка не пускает ее гулять туда, куда она хочет. Но это и хорошо, потому что веревка удерживает ее у дома, который должна сторожить собака`. Игра `Кто-то теряет, кто-то находит, и что из этого выходит` Цели:
учить детей объяснять взаимодействие между объектами на уровне физических связей; подвести их к выводу, что все на картине взаимосвязано; упражнять в умении строить рассуждение, соблюдая его структуру. Материалы: картина, лист со схематически обозначенными объектами (из игры `Кто в кружочке`), фломастеры контрастных цветов. Игровое действие: нахождение физических связей между объектами. Нужно соединить кружочки с выбранными объектами линией и обосновать их связь, не повторяя друг друга. При установлении взаимосвязей педагог должен обращать внимание детей на то, что один объект при взаимодействии с другим всегда что-то приобретает и что-то отдает. Например: Щенок - ель. `Щенок и ель находятся на земле. Ель берет соки у земли, для того чтобы расти, а земля с помощью ели укрывается от солнца. Щенок стоит четырьмя лапами на земле, и его тень тоже укрывает землю`.
|