Педагог: А теперь я покажу вам восковую свечу. Как вы думаете, какой это материал? Твердый. Что произойдет, если мы его нагреем? Давайте посмотрим. Вы видите, что при нагревании воск становится жидким, то есть тает. Но что происходит с ним потом? Он застывает. Вывод: воск - твердое вещество, когда он нагревается, он тает и становится жидким. Затем он застывает и вновь становится твердым. Воск способен изменяться снова и снова. Опыт 5 Демонстрационный материал:
емкость с тестом. Педагог: Посмотрите, у меня в мисочке смесь - это тесто. Вы не один раз видели, как ваши мамы месят тесто: муку разводят молоком. Что будет, если тесто нагреть? Верно, получится пирог. Сможем мы его опять превратить в жидкое тесто? Нет. Испеченный пирог никогда не станет снова жидким тестом, то есть жидкой смесью, которой он был до приготовления. Вывод: Многие материалы изменяются, если их нагреть или охладить, но не все могут обратиться в прежнее состояние. II. Что мы знаем о материалах и свойствах веществ Часть 1 Педагог: Сегодня, ребята, я расскажу вам сказку `Как ослик спасся`. Как-то раз два ослика возвращались домой с рынка. Один нес тяжелые мешки с солью, а другой - легкие губки из поролона. По дороге им нужно было переплыть речку. Вошли ослики в речку и поплыли. Одному было легко плыть, и он ее быстро переплыл, а другому пришлось приложить немало усилий, чтобы не утонуть и доплыть до берега. Но когда они пришли домой, оказалось, что только один ослик донес свою ношу. Вопросы к детям: 1. Ребята, как вы думаете, кому из осликов легко было переплыть речку и почему? 2. Почему ослику, который вез поролоновые губки, пришлось плыть тяжелее? 3. Кто из осликов принес свою ношу домой? Педагог: Чтобы проверить ваши ответы, давайте поставим опыт. Опыт 1 Раздаточный материал: емкость с водой, мешочек из ткани (2 x 3 см) с солью. Педагог: Вы утверждаете, что соль в воде растворилась, и ослик ничего не привез в мешочках. Возьмите мешочки. Они из ткани, а внутри них находится соль. Опустите их в емкость с водой. Что происходит? Правильно, соль растворяется, и мешочек становится пустым. Опыт 2 Раздаточный материал: емкость с водой, поролоновые губки 2 x 3 см. Педагог: А сейчас возьмите кусочки поролона и опустите их в воду. Что с ними происходит? Они впитывают воду и становятся тяжелыми, но не тонут. Вот почему ослику пришлось приложить немало усилий, чтобы спастись. Окружающие нас вещи сделаны из различных материалов. Материалы - это вещества, из которых сделаны все предметы. Обычно материалы подбирают очень тщательно, чтобы они служили своей цели. Как вы думаете, из какого материала нужно было сделать мешки для соли и поролона, чтобы оба ослика привезли свой товар домой? Правильно, мешки должны быть из полиэтилена, который не пропускает воду и к тому же легкий. Сейчас мы с вами поиграем в игру `Назови, что из чего сделано`. У вас на столах лежит по пять карточек, на которых изображены предметы. Правила игры: Выигрывает тот, кто правильно и быстро - за 1 минуту (выставляются песочные часы) назовет материалы, из которых сделаны предметы, и скажет, как называются все они одним словом. (Например: мяч - резиновый, автомобиль - металлический, кубик - деревянный, пирамидка - пластмассовая и т.д. - все это игрушки.) Часть 2 Педагог: Все на свете вещества состоят из мельчайших частиц. Они постоянно находятся в движении, но в твердом веществе частицы расположены очень плотно, в жидкостях им немного просторнее, а вот в газах расстояние между частицами еще больше. А сейчас рассмотрите таблицы и вспомните все свойства веществ, о которых мы говорили на других занятиях. 1. Что мы можем определить, только посмотрев на предмет или какой-либо материал, вещество? Правильно: состояние, форму, цвет, прозрачность. 2. Затем можно его понюхать и определить запах. Не забудьте о мерах предосторожности. 3. Если вещество съедобное, то определите вкус.
|