4. Плавает материал или тонет (если есть сомнения, то педагог проводит опыт на демонстрационном столе). 5. Растворимость. 6. Название материала или вещества. 7. Что из этого материала или вещества можно сделать? Педагог: Выберите из своих пеналов предмет, который вы опишете нам, пользуясь таблицей. (Дети описывают по таблице различные свойства выбранных предметов. Если ребенок называет свойство вещества неверно, то эксперимент ставится всеми детьми.) Педагог: Ребята, подумайте и скажите, что интересного вы узнали на занятии. 1. Поролон впитывает воду и поэтому становится тяжелее. 2. Соль и поролон нужно было поместить в мешки из полиэтилена. 3. Молоко смешивается с водой. Демонстрационный материал 1. Иллюстрации различного состояния веществ. 2. Игра `Что из чего сделано?`. 3. Различные предметы: скрепка, гвоздь, пластмасса 3 x 5, стекло 3 x 5, стаканчик с солью, прозрачный стаканчик с молоком, бумага 3 x 5 разного цвета. Игра `Что из чего сделано?` Материал: карточки с изображением всевозможных предметов. Вариант 1. Ведущий предлагает детям показать предметы, изготовленные из ткани, из металла, из стекла, из дерева, из пластика, из резины и т.д. Вариант 2. Ребенок описывает предмет и называет материал, из которого он сделан, а затем называет, из каких еще материалов может быть изготовлен такой предмет. Вариант 3. Ведущий предлагает детям объединиться в группы по какому-либо признаку, имеющемуся на их карточках, и назвать обобщающее слово. Вариант 4. Ведущий предлагает детям отобрать картинки с предметами, которые плавают или тонут.
III. Что мы знаем о сахарном песке и соли, Или определение свойств разных веществ Раздаточный материал на каждого ребенка: 1. 6 мерных стаканчиков (5 из них наполнены водой, горячую воду воспитатель наливает перед Опытом 4). 2. Лупа. 3. Оранжевый стаканчик с сахарным песком. 4. Баночка с крышкой (оранжевая) с сахарной пудрой. 5. Голубой стаканчик с солью. 6. Ложка. 7. Палочка. 8. Лист черного картона. Игровая мотивировка: В гости к детям приходит Незнайка. Вид у него опечаленный. Воспитатель и дети здороваются с ним и спрашивают, отчего он такой грустный. Незнайка рассказывает, что он пришел домой и хотел выпить чаю. На столе стояли два стаканчика, он точно знает, что в одном была соль, а в другом - сахарный песок. А как отличить сахар от соли, он не знает. Вот он и пришел к детям, они ведь наверняка знают это. Воспитатель спрашивает у детей, готовы ли они помочь Незнайке. Педагог (обращается к Незнайке): Не грусти, Незнайка. Ты пришел очень кстати. Сейчас ребята будут ставить опыты и смогут тебе многое рассказать о свойствах некоторых веществ. Они обязательно научат тебя отличать соль от сахарного песка. Ребята, на столах у вас приготовлено оборудование. Рассмотрите его. В стаканчиках разного цвета насыпаны соль и сахарный песок. Можно ли их различить по внешнему виду? Что мы можем сказать о цвете этих веществ? Верно, они оба белые. Попробуйте осторожно их понюхать. Почему осторожно? Правильно, ведь это сыпучие вещества и, определяя запах, их нельзя подносить близко к носу. Что вы можете сказать о запахе? Одинаково ли они пахнут? (Ответы детей.) Вот видишь, Незнайка, ребята уже могут сказать, что сахарный песок и соль одинаковые по цвету, но разные по запаху. Сейчас мы попробуем рассмотреть частицы этих веществ и узнаем, одинаковой ли они формы. Опыт 1 Положите перед собой черные листы картона и приготовьте лупы. Для чего нужны лупы? Правильно, они в несколько раз увеличивают рассматриваемый объект. Из каждого стаканчика палочкой осторожно отделите несколько кристаллов и поместите их на разные углы черного листа. Рассмотрите их через лупу. Одинаковые или разные частицы по форме? На что похожи одни частицы? А другие? Верно, одни частицы похожи на горошины или шарики, а другие на кирпичики. Что можно сказать об их величине? Правильно, горошины меньше, чем кирпичики. Мы с вами знаем, что пробовать на вкус незнакомые вещества нельзя. Почему? Конечно, есть вещества горькие, а есть опасные для здоровья. Но я вам уже сказала, что в стаканчиках соль и сахарный песок. Поэтому их можно попробовать и определить, какой вкус имеют вещества. Но сначала вспомните, какая на вкус соль? А сахарный песок?
|