Второй вариант выполнения этих упражнений: разделить класс на первые и вторые номера. Тогда одновременно одна половина класса выполняет задание, а вторая - исправляет ошибки и оказывает помощь. Такой способ организации тоже эффективен, так как на ряду с высокой моторной плотностью занятий достигается также и высокая активность ребят, приобретаются инструкторские навыки. Все приведенные выше упражнения могут быть использованы и в домашних заданиях. Во втором классе начинается обучение кувырку вперед, которое следует начать с повторения перекатов в группировке. Затем я изучаю кувырок поперек матов с таким расчетом, чтобы дети заканчивали его в положении ноги на полу, поскольку пониженная опора облегчает вставание. Овладение этим двигательным действием во многом зависит от того, насколько правильно принял ученик исходное положение перед его выполнением (при условии, что учащиеся хорошо освоили группировку). Перед объяснением техники выполнения кувырка вперед я обязательно выполняю этот акробатический элемент перед детьми. Показ этого упражнения дает учащимся наглядное представление, что же такое кувырок вперед. Затем идет объяснение. Говорю ребятам о положении рук (кисти ближе к ступням), о постановке головы на мат (не на лоб и не на макушку, а на заднюю часть головы), об отталкивании ногами. Большое внимание уделяю исходному положению перед кувырком. Можно обучение начинать из упора присев. Я же считаю, что изучение кувырка вперед лучше начинать из упора стоя согнувшись, ноги слегка согнуты. В этом положении стоит лишь чуть наклониться вперед и плавно согнуть руки, как ученик без толчка ногами опускается затылком на мат и перекатывается на спину. Кстати, при таком способе намного труднее поставить неправильно голову - на макушку - и, значит, меньше вероятность получить травму. При таком исходном положении создается необходимое ускорение для полного переворота в кувырке вперед через голову, поэтому надо проследить, чтобы ученик после кувырка не опаздывал с группировкой в упоре присев. Кувырок вперед - довольно сложное двигательное действие, особенно для слабо подготовленных детей, недостаточно координированных, часто с излишним весом. Поэтому можно ученикам предложить следующие упражнения. 1. Те, кто с трудом осваивает активное разгибание ног и движение плечами вперед в начале кувырка, выполняют этот акробатический элемент под небольшой уклон. Для этого достаточно положить под мат мостик. 2. Часто дети боятся начального движения головой вперед-вниз. Чтобы исправить этот недостаток, ученики выполняют кувырок на повышенную поверхность, т. е. на 2-3 мата, положенных друг на друга. Упражнения они делают из упора присев, руки на матах. И, конечно, самым надежным средством предупреждения травм являются грамотная страховка и помощь учителя. При выполнении кувырка вперед учитель, стоя на одном колене сбоку от занимающегося, одной рукой поддерживает ученика под спину у шеи, а другой - под таз. Чтобы не выполнялся кувырок с опорой на голову, надо рукой, поддерживающей шею, наклонить голову учащегося и не отпускать руку до окончания переката через спину. Во втором классе предусмотрено также освоение учащимися стойки на лопатках согнув ноги, а в третьем классе - с прямыми ногами. Обучение провожу по тому же принципу: показ, объяснение, выполнение подводящих упражнений и самого акробатического элемента (стойки на лопатках согнув ноги). Чтобы обучение протекало успешно, школьники должны привыкнуть к необычному для них положению вверх ногами. Для этого провожу такое упражнение: из седа на полу перекат назад, коснуться носками согнутых ног пола за головой, руки вдоль туловища. Упражнение можно задавать на дом и для проверки его освоения повторять на уроках. Очень важно также научить детей принимать исходное положение. Для этого применяю следующие упражнения. 1. Повторить предыдущее упражнение, но задержаться в положении лежа на спине согнувшись. 2. Положение стойки на лопатках полезно предварительно побольше повторить, сначала стоя на полу. В полушаге от стены прислониться с ней плечами и шеей, поставить ладони на поясницу, а локтями упереться в стену.
|