Отодвигая на второй план программные задачи по обучению бегу, прыжкам, метанию, висам, упорам, отдавая предпочтение развлекательным этюдам физкультуры потребностей, мы на самом деле придаем ускорение образовательному процессу физического воспитания. Развивающий потенциал. Ожидаемые результаты Развитие человека можно сравнить с построением треугольника, основание которого - это начало жизни. Именно в детстве наибольшая восприимчивость, которая определяет океан его способностей. Чем старше ребенок становится, тем больше треугольник сужается и от океана остается лужица, утрачивается при этом восприимчивость и гибкость. Чтобы этого не случилось, необходимо с раннего возраста развивать разносторонние потребности ребенка. Мышечная радость движений - это фундамент для всех человеческих способностей. Ученые установили, что физический интеллект является первым и самым основным видом человеческого интеллекта. Существует прямая связь между моторной функцией мозга (движение, речь, письмо) и развитием интеллекта (в этом смысле процесс ничем не отличается от развития мышечной массы). Задача для специалистов-практиков физического развития ребенка понятна. Сложность лишь в том, чтобы ребенок захотел понять и принять `пилюлю` обучающего процесса. Вопреки взрослым, младшие школьники, к счастью, думают, что обучение - это и есть веселая игра, а не наоборот, как у многих взрослых - `без мучения - нет учения`. Небезынтересны по этому поводу искренние письма из Англии (обмен учащимися) семиклассницы элитной московской школы своему отцу про общение с учителями. Интересны для нас и комментарии отца - Ю. Азарова, доктора педагогических наук, профессора: `В школе, о которой рассказывает дочь, преобладают игра и смех. В нашей - труд и строгость. Там глаза детей и педагогов искрятся весельем, игра пересыпана шутками, а методы связаны с разносторонними движениями, спортивными упражнениями. У нас - титанический труд, прикованность к парте, авторитарно-командный стиль общения, нередко деспотизм и страх, затрудняющий легкость освоения школьной программы`. (Журнал `Воспитание школьников` N 4, 2002 г.) Какой потенциал заложен в доверительно открытых взаимоотношениях педагогов с детьми! Оказывается, здесь не нужны дорогие технологии, важно уметь сравняться с детьми на основе интересов и увлечений, демонстрируя умение слышать слушая, видеть глядя. Только такие открытые, доверительные взаимоотношения педагога-актера с детьми я имел в виду, создавая этюды физических потребностей. Рекламно представленные этюды привлекают и увлекают детей возможностью испытать себя в той мере, в которой позволяют их способности, не доходя до границ страха. (Удивительно, как много романтиков взрослых желают испытать подобное в телеигре `Последний герой`.) Я не сдерживаю их двигательный голод на объект - снаряд этюда. Фантазиями `хочушек` он будет облазан, изучен всеми немыслимыми обезьяньими положениями. Задача учителя - ненавязчиво консультировать, благими советами предупреждать об опасности, робких провоцировать на подвиг, а в результате - восторг от `хеппинга`*. Это предполагает выработку в ребенке субъективной позиции и способности к реальным действиям в реальной жизненной ситуации. Живительными этюдами мы закладываем основы физического фундамента для подпитки ростков способностей ребенка. Этюдами радости мы не только формируем интерес к физическим упражнениям, повышаем уровень общефизической и волевой подготовки с оздоровительным эффектом, но и побуждаем стремление ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию, развитию положительной Я-концепции. Мои поиски, находки, работа над собой - все это во имя счастливого Детства. Ким Бойко, учитель-методист, г. Братск |