Этюды знакомств со спортивными снарядами и спортинвентарем через предложенную жизненную задачу-ситуацию. Ситуационно-ролевые игры В двигательной деятельности мы многое запрещаем ребенку - лазить по деревьям, бегать сломя голову, толкаться... а у него, оказывается, неуемная возрастная потребность в движении, часто связанная с риском для жизни. Дело взрослого профессионала (учителя, детского тренера) скорректировать потребности и `вооружить` (термин академика Симонова) ребенка знаниями, умениями и навыками, снижающими порог риска. Традиционные занятия физкультурой для младших школьников неимоверно скучны. Я противник муштры, натаскивания, авторитарности. Считаю, что нужно строить педагогический процесс не от себя, а от личности ребенка, опираясь на закономерности его психического и физического развития и жизненный опыт. Моя методика обучения базируется на аксиомах физиологии восприятия, заложенных в работах академика РАМН П.В. Симонова. Воспитание детей, согласно его потребностно-информационной теории, связано с удовлетворением насущных потребностей в биологическом (социальном, духовном) развитии. Задача учителя - без принуждения сформировать у детей эти потребности, основу которых составляют сложные безусловные рефлексы, такие, как игровой, имитационный, сопротивления принуждению (рефлекс свободы). Эта физическая культура потребностей - игра в `вооруженность`. По Симонову, `вооружить` ребенка - это научить его преодолевать усталость, страх, робость, закалять волю, самоутверждаться в коллективах в процессе развития и этим сводить риск к нулю.
Ситуативные компоненты этюдов Основу двигательной активности физкультуры потребностей составляют подражательные (имитация) движения, этюды-задачи, мини-сюжеты, интерактивная деятельность, удовлетворяющая в вариантах двигательную потребность многообразием движений `как умею`, `как могу` с посильной физической нагрузкой, с выходной информацией на детей в яркой, выразительной (наглядной, речевой) форме. Это расширяет эмоциональный диапазон действий, и ребенок получает удовольствие от занятий. Он принимает такую физкультуру. Думаю, академика Амосова она бы удовлетворила, такую физкультуру он не называл бы `безобразием`. Средства для этого могут быть разными. Подходит все позитивное, что затрагивает душу ребенка и обладает колоссальной силой воздействия на развитие двигательной активности учащегося, стимулирует познавательную и мыслительную деятельность, воспитывает духовно и нравственно, готовит к преодолению трудностей - и все это в атмосфере свободы, в собственном темпе усвоения и в уважительной форме общения. Приложение усилий делаю по знаменитой формуле Сухомлинского `через чувства ученика - знания ученика!`, которые на эмоциях закладываются быстрее и надежнее. Не просто даю знания, а учу, наставляю подростка пополнять арсенал `вооруженности` физкультурой потребностей, что, по Симонову, позволит в будущем быть не просто исполнителем, а независимым творцом в своем деле (от потребления к созиданию). Этюды освоения пространства (сюжетные игры) Чтобы первоклашки уверенно чувствовали себя в незнакомом пространстве спортивного зала, чтобы воспринимали спортзал своим, дарящим радость от движений и общения с друзьями по классу, на первых уроках предлагаю им сюжетные игры одного обстоятельства, знакомые из книг детства: `У медведя на бору`, `Два упрямца`, `Совушка`... Детям нравится подражать животным и птицам, свободно перемещаться во всех направлениях, выполнять действия предложенных сюжетов... Одно из первых - `Проба крыла` (полетели, покружились, приземлились, приводнились, сели, присели). С удовольствием, раскинув руки-крылья в стороны, подлетая, паря и кружась, набирая высоту, `дети-орлята` учатся летать... Скворцы, ласточки собираются в стаи и делают прощальные облеты... Перестраиваясь в полете за ведущим, журавли готовятся к трудному перелету на зимовку. `До встречи в апреле!` `Прилетите, весну принесите!`. Опасность в виде `волка`, `сетей`, `клетки` будет подстерегать их позднее (игры `Волк во рву`, `Птицы и клетка`, `Невод`). А пока никто и ничто не омрачает радость увлекательной двигательной деятельности на нижнем уровне пространства спортивного зала (проигравших и выбывших нет).
|