Речь, следовательно, должна идти в предлагаемых нами законопроектах не о заранее фиксированных в правовых актах признаках качества образовательных услуг (как показал уже десятилетний опыт это сделать попросту нельзя), но о правовых (раз и навсегда определенных, процедурных) механизмах социального взаимодействия и договорного согласования позиций (партнерства) четырех главных участников образования:
заказчика образовательной услуги, носителя образовательной потребности (инвестора и потребителя);
непосредственного исполнителя услуги (педагогического работника);
организатора предоставления услуги (образовательного менеджера, работодателя);
гаранта корректности достигнутых компромиссов (государства и независимой общественности).
Именно этот процедурный ход не был всерьез задействован ни в первой (либеральной), ни во второй (государственнической) редакции Закона `Об образовании`.
3. Представляется чрезвычайно важным разработать юридическую процедуру общественно-государственного формирования законодательной базы образования как на федеральном, так и на региональном, а также муниципальном уровнях. Это должен быть рамочный закон, который бы определил:
субъектов образовательной инициативы в сфере образования;
субъектов экспертизы законодательных инициатив;
схему взаимодействия, распределения компетенций и ответственности субъектов законотворчества на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
частоту обращения пленарных заседаний ГД, органов представительной власти в регионах и муниципальных территориях к вопросам законодательства об образовании;
порядок формирования и периодичность `образовательных ассамблей` от всероссийской до муниципальной, где следовало бы намечать перспективы национальной политики в сфере образования.
4. Необходимо как можно быстрее принять рамочный Закон `О государственном образовательном стандарте на 10 лет`, с тем чтобы наконец закрыть эту позорную страницу постсоветской истории образовательного ведомства. Закон, будучи юридическим актом, конечно, не станет касаться содержания образования, так как невозможно получить юридически корректное определение терминов `знать` и `уметь`.
Но он призван будет определить ряд нормативов, которые и составят Российский Образовательный Стандарт. Эти нормативы просты - нормы освещенности, параметры мебели в классах, фиксированный минимальный бюджет ученика определенного возраста, максимальная наполняемость классов, уровень образования учителей, половозрастной состав учительства и т. п. Можно включить в Стандарт и некоторые строго технологические показатели обученности - такие, как скорость чтения, письма, математических действий или максимальное количество ошибок на определенное число знаков. Другими словами, образовательный стандарт должен быть, как и любой другой юридический акт, регулирующим гуманитарные отношения - рамочным и процедурным. Но ни в коем случае не предписывающим. Только тогда отношения, им регулируемые, будут, как и положено гуманитарным объектам, вариативными и - в заранее очерченных юридических рамках - свободными.
5. Наконец, правые политики не были бы самими собой, если бы не стремились положить конец бюрократическому своеволию. В этой связи насущнейшей задачей представляется принятие двух законов: `О придании школам статуса юридического лица` и `О независимой экспертизе в сфере образования и аттестации учащихся, педагогических работников и образовательных учреждений`.
Ирина Хакамада |