Представительным учреждением, через которое действовала верховная власть, была Боярская Дума, которая в чрезвычайных случаях превращалась в Земский Собор. В Земском Соборе народ был представлен достаточно широко. В него входили полностью вся Боярская Дума, высшее духовенство, участвовали местные выборные власти от дворян, купцов; бывали и "уездные люди", т.е. вольные крестьяне.
Приведем в качестве примера состав Собора 1598 г., избравшего царем Бориса Годунова: духовенство - 99; бояре, дворяне, дьяки - 277; выборные от городов - 33; стрелецкие головы - 7; гости - 22; старосты гостиных сотен - 5; сотники черных сотен - 16.
Первые упоминания о конституции. Впервые о конституции заговорили в начале XIX в., сначала М.Сперанский и его сподвижники, затем декабристы. Значительные шаги в направлении конституционного правления были сделаны в царствование императора Александра II: отмена крепостного права, судебная реформа, демократизировавшая судопроизводство, учреждение земства. Александр II склонялся к введению в России конституционных основ монархического правления, но процесс разработки и принятия конституции был прерван убийством царя в 1881 г. В период правления Александра III конституционные ожидания либеральной общественности реализованы не были. Консервативные слои русского общества осуждали всякого рода западнические конституционные грезы, поскольку такая форма правления в русском обществе не имела, по их мнению, исторических оснований. России нужен постоянно действующий Минин, в случае необходимости готовый вновь воссоздать русское государство по тому образцу, который ясными и определенными чертами навечно запечатлен в общенародной душе.
Конституционные идеи приживались на русской почве с трудом. Л.Толстой писал, что "переменять монархию на конституцию - это такой же вздор, как если бы предложили вместо православия пашковство или скопчество" (т.е. мелкие вздорные секты).
Другими словами, в России основная масса народа вообще не представляла себе, что такое конституция. Среди образованных слоев с давних пор произошло разделение на славянофилов-почвенников и западников демократического и либерального, реже консервативного толка. Славянофилы не видели необходимости в перенесении на отечественную почву "договорной", по преимуществу правовой основы организации общественной жизни и государственной власти, считая совершенным самодержавное правление, опирающееся на православие и народность. Западники же считали, что без конституции и других атрибутов демократии европейского типа Россия обречена на вечную социально-политическую, экономическую и культурную отсталость.
Позиции сторонников и противников конституции были диаметрально противоположны. Публицист А.Петров подчеркивал: "Без конституции, заключающей в себе основы европейского современного демократизма, Россия не сможет стать в ряд цивилизованных государств, являющихся двигателями мирового прогресса". А вот мнение известного монархиста Н.Маркова: "Обретя конституцию, Россия через некоторое время превратится во второстепенную державу, с коей не станут считаться даже ее незначительные соседи, всегда заглядывавшие ей в рот".
Манифест 17 октября 1905 г. В бурные годы первой русской революции император Николай II вынужден был предоставить народу юридически зафиксированные гражданские права и свободы, среди которых право участвовать в управлении государством через представительную власть - Государственную Думу.
Манифест 17 октября явился началом буржуазного конституционализма. В нем содержались обещания незыблемых основ гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности. Демократизировался состав избирателей. Государственная Дума, решение о создании которой было принято ранее, приобрела законодательные полномочия.
Манифест 17 октября октроировал (т.е. вводил верховной волей, сверху) в России конституционный принцип. Выраженные в нем принципы гражданских прав уже не могли быть взяты императором обратно.
Основные государственные законы Российской империи. Вскоре были разработаны Основные государственные законы, составившие неписаную конституцию Российской империи на манер конституционных законов Великобритании.
"Учительская газета" |