"Явившиеся плодом преобразовательной деятельности правительства в 1906 году новые Основные государственные законы, учреждения Государственного Совета и Государственной Думы и Положение о выборах в эту Думу произвели неопределенное, смутное впечатление, - отмечал Р.Дистерло. - Что сделали эти законодательные акты из России, чем стало русское государство? По мнению одних, монархия в России преобразована в конституционную, ограниченную монархию; по мнению других, власть монарха в России осталась по-прежнему неограниченной, а новыми законами лишь привлечено к участию в государственном управлении народное правительство...
Кто виноват в этом - истолкователи закона или сам закон? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо с возможным беспристрастием исследовать содержание новых Основных законов... Получается, что современная Россия имеет два государственных строя, два образа правления - самодержавно-монархический и конституционно-монархический... Историческое начало царского самодержавия сохраняет свою прежнюю силу. Основные законы не отменили самодержавия, но с ними связано огромное государственное преобразование. Законами этими образованы и призваны к жизни представительные государственные учреждения, на которые возложены непременное участие в законодательной деятельности и охрана законности в управлении.
Отсюда как необходимые следствия вытекают решительное отделение законодательства от управления и строгое подчинение последнего закону. Отсюда же вытекает и перемена государственной роли чиновничества, которое прежде в качестве аппарата и законодательства, и управления было в действительности единственным центром государственного воздействия на жизнь и деятельность которого в настоящее время введена в русло собственно управления и поставлена на контроль законодательных учреждений. Итак, участие в делах государственного правления независимой силы - народного представительства и обеспечение закономерности в управлении - вот главнейшие результаты преобразования, совершенного изданием новых Основных законов".
В.Гессен считал, что конституционный режим покоится на следующем принципе: ни один закон не может быть издан иначе, как с согласия народного представительства. Где этот принцип установлен в законодательном порядке, там неограниченной или самодержавной власти монарха нет и не может быть места. Этот принцип установлен Манифестом 17 октября: с этого дня неограниченной или самодержавной власти "де-юре" на Руси не существует.
Советские конституции. "Советская конституция в своем развитии отразила важнейшие вехи продвижения советского общества по пути социалистического и коммунистического строительства, - считают авторы книги "Конституция Страны Советов", изданной в 1982 г. - Ее истоки идут от первых актов советского государства. Это прежде всего Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, написанная вождем Октябрьской революции В.Лениным и ставшая в полном смысле слова манифестом нового мира. На ее базе была создана первая советская Конституция - Конституция РСФСР 1918 года.
Это Конституция СССР 1924 г., ознаменовавшая создание советской социалистической федерации. Важной вехой в развитии советской государственности стало принятие Конституции СССР 1936 г. И наконец, Конституция 1977 г., закрепившая факт построения в СССР развитого социалистического общества".
Для советского этапа конституционного развития России характерны следующие особенности. Конституции создавались на основе теории классовой борьбы. Тем не менее советские конституции содержали ряд важнейших демократических принципов; их содержание говорит о высоком профессиональном уровне их создателей. Вместе с тем значительный демократический потенциал российских советских конституций во многом не был реализован, что свидетельствует о фиктивности ряда принципов и норм российских основных законов.
В первые годы советской власти правовед-марксист М.Рейснер утверждал: "Самому духу нашей конституции (1918 г.) и советского строя противоречит декларация каких-то индивидуальных и субъективных прав, которые были бы весьма у места в буржуазных конституциях; там все исходило от индивида... У нас такого "суверенного индивида" нет и быть не может, у нас господствует не "я", а "мы", не личность, а коллектив, не гражданин, а рабочее общество. И в конце концов, если потребуется коллективу "использовать" так или иначе отдельного "товарища" социалистической республики, то никакие личные неприкосновенности и права не могут служить препятствием..."
"Учительская газета" |