В последние недели подготовки график работ разных групп был чрезвычайно сложным и насыщенным. Детям, принимавшим в игре активное участие, приходилось жить по собственному личному расписанию, переходя из группы в группу, согласовывая и договариваясь о своем участии, распределяя время и самостоятельно планируя деятельность.
Если анализировать реализацию условий, то можно сказать, что примерно треть всех детей хорошо себя чувствовала в такой активной деятельностной среде, имела собственное понимание ситуации, планировала свое участие, время, при необходимости изменяла планы.
Совершенно выпали из процесса подготовки и не пришли на игру 2-3 человека. Группа человек в десять сознательно выбрала участие в игре по минимуму, объясняя свою позицию либо отсутствием интереса к средневековью, либо желанием выбрать тему для творческой работы в конце года. Поскольку это заявленная позиция, то их поведение тоже можно считать проявлением самостоятельности.
Значительная часть детей, даже среди тех, кто вышел на игру с творческими работами, в процессе подготовки нуждалась в руководстве и большой помощи со стороны взрослых. Это дети безынициативные, имеющие из-за этого проблемы и в обычной учебной деятельности. Их восприятие дискретно, они не удерживают свою цель, не видят общей ситуации, своего места в ней. Для их личностного продвижения в плане самостоятельности важны были следующие условия:
а) заинтересованность выбранной ролью, как бы авансирование успеха в ней;
б) ограничение количества ролей - иногда до одной, но хорошо проработанной;
в) включение таких детей, когда это получается без нажима, в группу более активных учеников.
Задача 2. Обеспечение широкого выбора.
Вот список ролей, составленный вместе с детьми:
1. Цеха ремесленников.
а) Строители, художники: макеты малые и большие для оформления интерьера, росписи, декорации;
б) портные, модельеры: костюмы для себя, средневековый костюм для кукол, альбом моделей карнавальных костюмов;
в) оружейники: макеты рыцарских доспехов, малые и в натуральную величину для костюмов;
г) повара, кондитеры: организация таверны, трактира со средневековым меню, декорациями. Рождественские угощения;
д) ювелиры и художники: чеканка, мозаика, витраж, гобелен, смешанная техника;
е) медальеры: гипсовые медали;
ж) горшечники и керамисты: освоение гончарного круга. Керамические изделия на темы средневековья;
з) книжники: рукописная книга, линогравюра, экслибрисы, монограммы;
и) белошвейки: вышивки на темы средневековья, Рождества;
к) игрушечники: игрушки и рождественские сувениры;
л) аптекари: средневековая аптека, рецепты, лекарственные растения.
2. Замок и турнир.
а) Сценарий празднества или его фрагментов;
б) турнир трубадуров (менестрелей); пение баллад, в том числе и своих сочинений;
в) музыканты, акробаты, актеры;
г) герольды: организация турнира, сценарий турнира, репетиции с рыцарями, консультирование эскизов гербов;
д) рыцари: снаряжение и подготовка к турниру;
е) бутафоры: изготовление "средневековой" посуды, скатертей, светильников.
3. Собор.
а) Рождественская мистерия;
б) духовная музыка.
4. Университет.
а) Философы и богословы: схоластический диспут; доклады о выдающихся личностях средневековья; религиоведческие и искусствоведческие работы;
б) историки и словесники: исторические игры. Хроники;
в) механики, физики: разнообразные устройства, например подъемная решетка;
г) алхимики;
д) математики;
е) астрономы.
Таким образом, каждый ребенок мог самостоятельно выбрать и вид деятельности, который ему по душе, и любую роль.
Выбрали много меньше предложенного и неравномерно. Например, в "строители" записались 7 человек (изготовление бумажного барельефа с видом города - 4 человека; строительство замка - 3), в "игрушечники" - 12 (создание кукол, отражающих языческую мифологию, гномов, фей, кукол с фарфоровыми головами в шитых костюмах средневековья), "оружейники", они же "рыцари" в варианте "доспехи на себя", - 8 человек, "витражист" - один, "кулинары" - почти все девочки (кратковременная работа по изготовлению печенья), "портные" - большинство девочек.
"Учительская газета" |