Трагизм ситуации заключается в том, что в стихотворении Пушкина речь шла о живых друзьях, а здесь Кюхельбекер мечтает о свидании с мертвыми. Подхватывая пушкинские строки: Пора и мне... пируйте, о друзья! Предчувствую отрадное свиданье... Кюхельбекер вторит погибшему другу, но его `пора` звучит уже как предчувствие и приближение конца: Пора и мне! - Давно судьба грозит Мне казней нестерпимого удара: Она меня того лишает дара, С которым дух мой неразлучно слит! Так! перенес я годы заточенья, Изгнание, и срам, и сиротство; Но под щитом святого вдохновенья, Но здесь во мне пылало божество! Творчество, вдохновение было для поэта-романтика Кюхельбекера важнее, дороже, жизненных успехов, комфорта - всего, что так ценится большинством людей. И вот Кюхельбекеру кажется, что творческие силы навсегда оставляют его. `Теперь пора...`-снова подхватывает он Пушкинскую строчку в начале последней строфы своего стихотворения: Теперь пора! - Не пламень, не перун Меня убил; нет, вязну средь болота, Горою давят нужды и забота, И я отвык от позабытых струн. Мне ангел песней рай в темнице душной Когда-то созидал из снов златых; Но без него не труп ли я бездушный Средь трупов столь же хладных и немых? Однако слишком поспешным был бы вывод о беспросветном пессимизме этих стихов. В жалобах больного, усталого поэта звучит удивительная вера в светлую, неумирающую дружбу, в непреходящие духовные ценности, без которых не может существовать человек. Искусство по самой природе своей диалектично: жалобы на утрату вдохновения, высказанные в таких глубоких, совершенных и прочувствованных стихах, свидетельствуют о том, что творческий дар, вопреки сетованиям, до последней минуты не оставлял поэта. Больной, ослепший, умирающий Кюхельбекер продолжал писать, твердо надеясь, что потомство когда-нибудь по заслугам оценит его творения. Поэтическая перекличка Пушкина и Кюхельбекера до сих пор остается одной из самых трогательных и вдохновенных страниц в истории русской поэзии. М. Г. Альтшуллер |