1408 г. - вместе с художником Даниилом Черным написал фрески и иконы в Успенском соборе во Владимире. Около 1408 г. - написал иконы, получившие впоследствии название `Звенигородский чин`. Между 1422 и 1427 гг. - совместно с Даниилом Черным руководил работами по росписи и созданию иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Тогда же написал икону `Троица`. 1427-1430 гг. - создал росписи Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря. 29 января 1430 г. - скончался и погребен в Спасо-Андроникове монастыре. 1551 г. - постановление русского церковного собора (`Стоглав`), объявление иконы Андрея Рублева образцом для художников. XVI в. - местное почитание Андрея-иконописца как святого в Спасо-Андроникове монастыре. 1647 г. - первое печатное упоминание его имени. Конец XVII в. - глава в рукописном `Сказании о святых иконописцах`, посвященная Андрею Рублеву. 1960 г. - всемирное празднование 600-летнего юбилея Рублева по решению ЮНЕСКО. 1988 г. - канонизация Собором Русской Православной Церкви преподобного Андрея Рублева `на основании святости жизни и подвига иконописания` и установление ежегодного церковного праздника ему 17 июля по новому стилю. `Страшный суд`, `Троица`, `Легенда о Рублеве` Эту часть урока следует посвятить изучению, анализу произведений автора. Здесь уместны театрализованные фрагменты, чтобы глубже почувствовать время и язык мастера, а также слайд-фильм с комментариями. Не спеша подаются диапозитивы. Звучит Токката и фуга И.С.Баха . Звучит Токката и фуга И.С.Баха . Звучит Токката и фуга И.С.Баха Страшный суд С незапамятных времен искусство христианских народов обращалось к теме Страшного суда - конца мира. В том, как решали ее художники, проявлялись и общие, коренящиеся в особенностях этого мировоззрения черты, и то своеобразное, что зависит от личности художника, характера народа, настроений эпохи. Мысли о конце мира становились подчас способом его оценки, осмысления истории. Выявлялось здесь и другое начало - размышления о целях человеческой жизни, отношение к смерти, страданию... Такие изображения уже были во Владимире. В Дмитровской церкви внимательно всматривался Рублев в росписи, раздумывал, вспоминал увиденное и вновь неторопливо возвращался в Успенский собор. Строги и суровы образы суда в представлении художников XII века. Нелицеприятен суд - каждому воздается по делам его. `Праведен суд судите`. Но у кого это из старых отцов сказано, что суд этот не может быть справедлив? Да, да, вспоминалось Андрею прочитанное: никогда не говори, что судья справедлив, ведь если бы он был справедлив, мы все были бы осуждены... Любви к ближнему требует он от нас, милости, и сам он - любовь, жертва за других. ...И все же суд его страшен. Вспомнилось основное и главное из написанного об этом. `Апокалипсис` - откровение Иоанна Богослова - странная, сложная и таинственная книга. Темные, многозначные ее образы трудны, непрозрачны для человеческого сознания. Языком невиданных символов говорится о будущем человечества: бурные ветры, огонь, крушение гор, свертывающийся свиток небес и исчезающая земная твердь - `земля и все находящееся на ней сгорит`. Страх и трепет. Но зачем все это? - настойчиво, еще и еще раз возвращался Андрей к осмыслению того, что ему предстоит изображать своей рукой. Какой в этом событии будущего смысл, подлинный замысел? Неужели расправа могущественных надмирных сил над творением, над беззащитным перед ними человеческим естеством? И память о прочитанном, и опыт пережитого подсказывали ему: конечно же, нет! То будет последняя и решительная вселенская битва добра со злом. И только после нее наступит полное изменение мира. Все обретет то совершенство, которое заключено было в неискаженном злом и грехом замысле творения. И небо будет новым, и земля будет новой. И иной, преображенный и просветленный, человек... Но каждый да бдительно готовит себя к этому событию, старается дать добрый ответ на Страшном судилище. Оно страшно, это потрясение мира, с открывшимися тайнами бытия, огненным очищением всего, что есть на земле. Представлялось Андрею: поднимутся из гробов, из недр земных и морских глубин воскресшие мертвые... А потом в мире, который не будет уже никогда знать зла, страдания и смерти, возрожденному для новой жизни человеку день суда откроется как день окончательного созидания мира. Это и надо ему, Андрею, постараться выразить в своих настенных росписях. В этом сердцевина, суть.
|