Урок-монолог с элементами диалога Запись на доске 1: Андрей Рублев ( 1360? - 29.12.1430 ) Запись на доске 2: Эпиграф: `Бог есть любовь.` Иоанн. Музыка на уроке: И.С.Бах. Токката и фуга ре-минор С.Рахманинов. Этюд-картина Оборудование для урока: Два диапроектора, проигрыватель, фортепиано. Примерный план урока: 1. Голос художника. 2. `Троица`, `Страшный суд`, `Легенда о Рублеве`. 3. Заключение. Голос художника Дается краткая справка о времени и жизни А. Рублева, гениального мастера, веровавшего в Бога и возрождение духовных ценностей Древней Руси, мечтавшего о мире, согласии и любви. Более половины тысячелетия миновало с тех пор, когда в городах и монастырях тогдашней Северо-Восточной Руси жил и работал монах-иконописец Андрей Рублев, прославленный теперь по всему миру как один из величайших художников России. Срок в пять столетий трудно вместим в человеческое сознание. За это время родились, прожили и сошли в могилу многие поколения людей. Менялись жизненные и культурные идеалы, иными стали не только представления о жизни и смерти, но сам облик, или, как говорили в старину, зрак земли. Проходили, сменяя друг друга, времена `лютые и благоприятные`, `безопасные и смутные`. Древние книги, читанные из поколения в поколение русскими людьми, свидетельствуют, что наши предки во `время злое` чаяли `времен исцеления`, умели тяжкими трудами подготовлять `время жатвы`. Нелегкая история Родины учила их, наших предков, различать `время власти тьмы` и в терпении верить, что `всему свое время` - `время терять и время искать`, `время молчать и время говорить`. Ровно пять с половиной столетий отделяют нас от того самого, наверное, морозного и метельного дня - 29 января 1430 года, когда иноки подмосковного монастыря святого Спаса опустили в могилу на местном кладбище долбленную по тогдашнему обычаю дубовую колоду - гроб с телом своего собрата Андрея `пореклу` (прозванию) Рублева, а по послушанию (занятию в монастыре) иконника. Современники высоко чтили чернеца Андрея за редкие личные качества, определяемые исстари живущим в нашем языке словом - праведник. Необычайно ценились его иконы и фрески, а также украшенные им самим или его учениками рукописи. Первая запись об Андрее в летописях относится к 1405 году, `чудных и преславущих иконописцах Данииле и Андрее`. Вместе с известными изографами Феофаном Греком и Прохором из Городца расписывает Благовещенский собор в Московском Кремле. В 1408 году Андрей Рублев работает в городе Владимире над росписью Успенского собора. Рядом с ним расписывал эти стены Даниил Черный. До нас дошли лишь некоторые фрагменты, созданные художниками, украшавшими обветшавшее сооружение летом 1408 года. Едва работа была закончена, как зимой (1410 г.?) `аки злые волки`, на Русь напали кочевники. Летописец так повествует об этом:`И быть тогда по всей Русской земле всем христианам туга велика и плач неутешим и рыдание, и кричание... вси бо подвизошаси и вси смутишаси, многи бо напасти и убытки всем человекам здеяшаси и большим и меньшим и ближним и дальним`. Татарский царевич Талыча со своим войском незаметно подкрался к Владимиру, разгромил и разграбил город. Трагедия Владимира, украшенного великолепными памятниками искусства, не могла не стать и трагедией Андрея Рублева, хотя ничего не известно, как отнесся великий художник к этим разрушениям. Чудом сохранилась часть этих фресок, а вторую жизнь начали они в 1918 году. Андрей Рублев похоронен в Спасо-Андрониковом монастыре в г.Москве. Голос художника `из озаренной дали` не только слышен, но и понятен, потому что его произведения из области человеческого духа. Андрей Рублев: основные даты жизни и творчества Около 1360 г. - родился в средней полосе России. 1370-1390-е гг. - учился и работал в дружине московских художников. До 1405 г. - принял монашество с именем Андрей, жил в московском Спасо-Андроникове монастыре. 1405 г. - совместно с художниками Феофаном Греком и Прохором с Городца расписывал Благовещенский собор Московского Кремля.
|