Кажется, теперь никто уже не сомневается в том, что `изучать` произведение, которое не прочитано или прочитано не всеми ребятами, - преступление. И все-таки дело доходит иногда даже до того, что содержание романа `Война и мир`... просто пересказывается учителем. А ведь, допустив такое, учитель перестает быть учителем.
Пусть с первого же знакомства с вами ребята услышат: изучение литературы - это прежде всего чтение художественных произведений. Этим литература как школьный предмет отличается от всех других. Физику, химию, биологию, историю можно выучить по учебнику. Литературу нельзя. И учебник, и лекции учителя существуют только для того, чтобы помогать ученику разобраться в прочитанном. Пусть учащиеся с первого же дня узнают: иногда можно простить невыученный урок, но нельзя простить незнание текста. Можно исправить любую двойку, но трудно исправить двойку, полученную за то, что ты вовремя не прочел изучаемое произведение. Потому что чтение после всех разговоров о произведении - совсем не то чтение.
И тут надо быть непреклонным. Но непреклонность совсем не означает одной только палки. Постарайтесь заинтересовать ребят романом.
С самого первого дня учебного года дайте учащимся список книг, которые они должны прочесть самостоятельно с указанием сроков. Рассчитайте, сколько времени потребуется ученику на чтение каждого произведения (средняя скорость чтения старшеклассников 30- 50 страниц в час). Менее начитанным посоветуйте, сколько страниц или глав читать в день, в неделю, выясните в индивидуальной беседе их реальные возможности. В те недели, которые непосредственно будут предшествовать изучению романа, не давайте ученикам других больших домашних заданий. Конечно, всю работу придется продумать заранее и с этой точки зрения.
Помогайте ребятам и систематическим индивидуальным контролем. Слабых, мало начитанных надо постоянно держать в поле зрения. На переменах или после уроков беседовать с ними о прочитанных главах, условливаться, сколько глав будет прочитано через неделю или через несколько дней.
Нередко бывает: учитель не ведет такой постоянной кропотливой работы, а потом утверждает, что ребятам `не одолеть` `Войну и мир`!
Учебный год подходит к концу. За лето ребята должны прочесть `Войну и мир`. Учительница хочет, чтобы они принялись за это с охотой, с удовольствием. И она читает им один-два отрывка из романа, из тех, что ей самой особенно близки. И многие начинают читать первый том в тот же день.
Приступая к изучению романа, вы должны быть уверены, что он прочитан. Часто проверяют это, давая письменные классные работы, в которых ставятся вопросы по содержанию произведения. `Войну и мир` таким же образом проверяют по томам. Это неплохо, а часто и необходимо. Впрочем, при хорошем контакте с ребятами можно обойтись без этого: они откровенно говорят учителю, что и как прочитано, и учитель устанавливает дальнейшие сроки, учитывая в пределах возможности пожелания школьников.
Разумеется, `правил нет без исключений`. В конце концов, в классе может найтись ученик, который, несмотря на всю свою старательность, в самом деле не может одолеть такой сложный роман, как `Война и мир`. Не может потому, что плохо подготовлен и неначитан. Что ж тут поделаешь? Пусть почитает менее сложные произведения Толстого: `Детство`, `Отрочество` и `Юность`, рассказы.
Очень важны индивидуальные беседы с ребятами, и не только со слабыми. Как-то в перемену я спросила у двух довольно начитанных девочек, как подвигается у них чтение романа `Война и мир` и нравится ли он им. Девочки ответили вопросом: `А можно пропускать войну?` Я постаралась объяснить им, что без `войны` они не поймут по-настоящему характеры тех самых героев, которые им понравились в `мире`, не поймут взглядов Толстого на жизнь. Я рассказала им о некоторых `военных` эпизодах, которые должны были заинтересовать их с психологической точки зрения (Николай Ростов и убегающий от него француз, Петя Ростов и пленный барабанщик, Кутузов, который в самый ответственный момент сражения ест курицу).
`Это все чудесные рассуждения. А вот как быть нам, сельским учителям, если в сельской библиотеке всего два экземпляра `Отцов и детей` и один экземпляр `Войны и мира` и в школьной столько же?` Конечно, вам труднее. И все-таки все в ваших руках. Можно поговорить с родителями, собрать деньги и в каникулы съездить в районный или областной центр и купить нужное количество экземпляров. Словесники школы могут обратиться за помощью к администрации школы, к городским шефам, наконец, просто к своим городским коллегам.
На все это надо немало энтузиазма, времени и сил, но ведь в нашей работе без этого не обойтись.
Мне хочется познакомить вас с уроками, на которых можно поучиться пристальному вниманию к тексту. Один урок посвящен образу Пьера Безухова (приведен один урок из трех), четыре следующих - образу князя Андрея.
Что предшествовало этим урокам, кроме рассказа учителя о жизни, личности, взглядах Толстого? Прежде всего, вдумчивое самостоятельное чтение учащимися романа, которое систематически контролировалось классными одночасовыми сочинениями по томам. Затем два урока, посвященных комментированному чтению отрывков из романа: рассматривались сцены появления Пьера и князя Андрея на балу у Анны Павловны Шерер (т. I, ч. I, гл. II и III) сцена ссоры между князем Андреем и Николаем Ростовым (т. I, ч. III, гл. VII со слов `В середине его рассказа...` Один из этих уроков, проводился перед тем, как учащиеся начали читать роман, другой - когда они заканчивали чтение I тома. Это было сделано для того, чтобы научить школьников вдумчиво читать роман, понимать толстовский текст.
Пьер Безухов
Князь Андрей Болконский
Первый урок
Второй урок
Третий урок
Четвертый урок
[an error occurred while processing this directive] |