Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог школ
Каталог сотрудников
Документы
Учителю
Первокласснику
Ученику
Родителям
Образование за рубежом
Рефераты
Литература
Пресса
Отрывки из сочинений
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

О диалоге с текстом
<<назад
 1  2  3  4  5 


Рассмотрение вариантов прогнозов важно, так как делает процесс понимания более гибким, не дает формироваться установкам, которые могут заблокировать понимание, сделать его однобоким или искаженным 6. Верный прогноз окончания текста в ряде случаев можно считать одним из критериев понимания, так как такой прогноз основан на внимательном отношении к слову и улавливании смысла текста.

Еще одной операцией диалога с текстом является самоконтроль. О значении самоконтроля в учебной деятельности младшего школьника сказано много: он формируется в данный возрастной период и влияет на успешность обучения. В основе самоконтроля лежит операция сравнения, сопоставления своих действий с каким-либо образцом. При чтении текста такой образец задается движением сюжета и мысли автора. Читатель по ходу работы с книгой постоянно сравнивает свои размышления с тем, что есть в тексте. Чем разнообразнее, богаче его размышления, тем больше вероятность того, что они совпадут с имеющими место в тексте.

Сравнению своего ответа с тем, который дает текст, тоже необходимо учить, так как часто, даже получив готовый ответ, но в другой форме, ребенок затрудняется сказать, правильно он думал или нет. Об инвариантности мысли, способах ее выражения в слове и понимании мы еще будем говорить в разделе об обучении пониманию смысла текста.

А сейчас посмотрим, как организуется обучение диалогу с текстом на уроке. Ниже описан фрагмент урока развития речи, проведенного в 1-м классе прогимназии N 1755 г. Москвы учителем Г.В. Самыкиной.

Учитель. Сегодня мы продолжим учиться разговаривать с текстом. Возьмите свои волшебные палочки-открывалочки (непрозрачные закладки или полоски плотной бумаги), чтобы мы могли читать по строчкам, не забегая вперед. Прочитайте название текста.

Дети. "Майский снег".

У. Название вас удивило?

Д. Возник вопрос: "Откуда в мае снег?"
- Может быть, похолодает, если зима еще не ушла.
- А может быть, это какой-нибудь пух.

У. Дети, вы услышали Варю?

Д. Да, может быть, это пух от тополя.
- Или от одуванчиков.

У. Давайте начнем читать текст.

Снег идет!
Удивляются дети...

- Стоп! Почему мы остановились?

Д. Потому что хочется спросить: "Чему удивляются дети?"

У. Верно. Ответим на этот вопрос сами, а потом проверим по тексту.

Д. Дети маленькие, они еще не видели снега.
- Мы знаем, что это в мае происходит. Дети удивляются, почему в мае снег.
- Удивляются они, потому что тепло, снег не холодный.
- А может быть, они жили в теплых широтах и в Москве снегу удивились.

У. Спасибо за интересные предположения. Давайте проверим себя, прочитав стихотворение В.Приходько:

...Удивляются дети:
"К нам зима
Воротилась
Опять?"

У. Были и у нас такие вопрос и предположение? Да?

Ответы детей.

- А теперь прочитаем окончание текста:

Это просто
На яблоне
Ветер
Хочет все лепестки
Сосчитать.

У. Что же это было?

Д. Это был снегопад. Нет... листьяпад. То есть листопад.

У. Это правильно?

Д. Это был цветопад.
- Лепесткопад!

У. Какие интересные новые слова у вас получились! А что у всех этих слов общего?

Учитель выписывает слова на доску.

Д. Они оканчиваются на букву "д".
- Они звучат в рифму.
- У них общая часть "пад". Все это падает.
- Это все красопад. Падают красивые листья.

У. А что падает в мае?

Д. Листья, пух.

- А еще может быть портфелепад, школопад. (Ребята развеселились.)

У. Вернемся к тексту "Майский снег". Прочитаем его от начала до конца.

Дети читают текст целиком.

- Теперь понятно, почему текст так называется?

Д. Я понял, что это лепестки яблони.
- Лепестки - как ковер белый по земле.
- Лепестки цветов падают, они похожи на снег.

У. Было ли у нас с вами такое предположение?

Д. Мы об этом не догадались.

У. Значит, этот текст показал нам что-то хорошо знакомое с новой, неожиданной стороны.

Д. А я представил, что лепестки были похожи на бабочек.

 1  2  3  4  5 
 
  Copyright © RIN 2002-.
  * edu@rin.ru