Рассмотрение вариантов прогнозов важно, так как делает процесс понимания более гибким, не дает формироваться установкам, которые могут заблокировать понимание, сделать его однобоким или искаженным 6. Верный прогноз окончания текста в ряде случаев можно считать одним из критериев понимания, так как такой прогноз основан на внимательном отношении к слову и улавливании смысла текста.
Еще одной операцией диалога с текстом является самоконтроль. О значении самоконтроля в учебной деятельности младшего школьника сказано много: он формируется в данный возрастной период и влияет на успешность обучения. В основе самоконтроля лежит операция сравнения, сопоставления своих действий с каким-либо образцом. При чтении текста такой образец задается движением сюжета и мысли автора. Читатель по ходу работы с книгой постоянно сравнивает свои размышления с тем, что есть в тексте. Чем разнообразнее, богаче его размышления, тем больше вероятность того, что они совпадут с имеющими место в тексте.
Сравнению своего ответа с тем, который дает текст, тоже необходимо учить, так как часто, даже получив готовый ответ, но в другой форме, ребенок затрудняется сказать, правильно он думал или нет. Об инвариантности мысли, способах ее выражения в слове и понимании мы еще будем говорить в разделе об обучении пониманию смысла текста.
А сейчас посмотрим, как организуется обучение диалогу с текстом на уроке. Ниже описан фрагмент урока развития речи, проведенного в 1-м классе прогимназии N 1755 г. Москвы учителем Г.В. Самыкиной.
Учитель. Сегодня мы продолжим учиться разговаривать с текстом. Возьмите свои волшебные палочки-открывалочки (непрозрачные закладки или полоски плотной бумаги), чтобы мы могли читать по строчкам, не забегая вперед. Прочитайте название текста.
Дети. "Майский снег".
У. Название вас удивило?
Д. Возник вопрос: "Откуда в мае снег?"
- Может быть, похолодает, если зима еще не ушла.
- А может быть, это какой-нибудь пух.
У. Дети, вы услышали Варю?
Д. Да, может быть, это пух от тополя.
- Или от одуванчиков.
У. Давайте начнем читать текст.
Снег идет!
Удивляются дети...
- Стоп! Почему мы остановились?
Д. Потому что хочется спросить: "Чему удивляются дети?"
У. Верно. Ответим на этот вопрос сами, а потом проверим по тексту.
Д. Дети маленькие, они еще не видели снега.
- Мы знаем, что это в мае происходит. Дети удивляются, почему в мае снег.
- Удивляются они, потому что тепло, снег не холодный.
- А может быть, они жили в теплых широтах и в Москве снегу удивились.
У. Спасибо за интересные предположения. Давайте проверим себя, прочитав стихотворение В.Приходько:
...Удивляются дети:
"К нам зима
Воротилась
Опять?"
У. Были и у нас такие вопрос и предположение? Да?
Ответы детей.
- А теперь прочитаем окончание текста:
Это просто
На яблоне
Ветер
Хочет все лепестки
Сосчитать.
У. Что же это было?
Д. Это был снегопад. Нет... листьяпад. То есть листопад.
У. Это правильно?
Д. Это был цветопад.
- Лепесткопад!
У. Какие интересные новые слова у вас получились! А что у всех этих слов общего?
Учитель выписывает слова на доску.
Д. Они оканчиваются на букву "д".
- Они звучат в рифму.
- У них общая часть "пад". Все это падает.
- Это все красопад. Падают красивые листья.
У. А что падает в мае?
Д. Листья, пух.
- А еще может быть портфелепад, школопад. (Ребята развеселились.)
У. Вернемся к тексту "Майский снег". Прочитаем его от начала до конца.
Дети читают текст целиком.
- Теперь понятно, почему текст так называется?
Д. Я понял, что это лепестки яблони.
- Лепестки - как ковер белый по земле.
- Лепестки цветов падают, они похожи на снег.
У. Было ли у нас с вами такое предположение?
Д. Мы об этом не догадались.
У. Значит, этот текст показал нам что-то хорошо знакомое с новой, неожиданной стороны.
Д. А я представил, что лепестки были похожи на бабочек.
|