Есть древняя мудрость, которая гласит: "Читай медленнее, и успехи не заставят себя ждать". Понятие "медленное чтение", предполагающее глубокий анализ текста, есть у литературоведов. С помощью медленного чтения можно, например, пройтись "пешком по Пушкину", вычерпывая из его текстов все больше и больше смыслов, любуясь красотой и точностью стиха.
В практике обучения чтению в начальной школе акцент долгое время делался на наращивании темпа чтения, и эффективность работы учителя проверялась и оценивалась по тому, как быстро читают его ученики. Предлагаемые ребенку после чтения вопросы проверяли, как правило, усвоение поверхностного слоя текста, то есть фактуальной информации. При проверке умения читать ребенок нацеливался не на глубокое прочтение текста, а на беглое, "порхающее" чтение. Результат часто получался такой, как в известной русской пословице: "Читает - летает, да ничего не понимает".
Современные представления психолого-педагогической науки об обучении чтению состоят в том, что основной задачей этого обучения является, образно говоря, воспитание читателя, или, как пишет ученый-психолог А.М. Кушнир, "воспитание автономной самообучающейся личности". И в этом процессе главное - формирование ценностного отношения к чтению, умения извлекать текстовую информацию и уже потом развитие психомоторных навыков, то есть техники чтения.
Психологами разработана методика так называемого "замедленного чтения", с помощью которого изучался процесс понимания текста. В эксперименте опытным читателям предлагали рассказывать или записывать, какие размышления, представления, переживания возникают у них по ходу чтения. Выяснилось, что опытный читатель при работе с книгой как бы беседует с ней: у него возникают вопросы, различные предположения, правильность которых он сверяет с текстом. Этот диалог часто начинается уже при знакомстве с названием и автором текста, а заканчивается самостоятельным поиском ответов на вопросы, которые остались нераскрытыми в тексте. Таким образом, диалог с текстом можно считать одним из важных приемов работы с книгой.
Многие авторы, которые пишут для детей, используют диалогичность восприятия текста. Создавая произведения "с тайной", они стимулируют возникновение вопросов при чтении. Столкновение с чем-то неясным, непонятным возбуждает внимание, заставляет мыслить, "вытаскивает" знания из памяти, активизирует воображение, поддерживает интерес, без которого невозможна увлеченность какой-либо деятельностью.
Диалог с текстом протекает настолько быстро, что не осознается читателем. В учебных целях можно разложить его по следующим "полочкам":
поиск непонятного в тексте и формулировка вопросов;
вероятностное прогнозирование ответов на возникший вопрос или дальнейшего содержания текста;
самоконтроль (проверка своих предположений по тексту).
Если читатель владеет этими операциями диалога с текстом, то он вступает в беседу даже с самым коротким текстом. Например, читая строку "Утром хорошего мало...", такой читатель сразу насторожится, потому что будет ждать от текста ответа на вопрос: "А почему утром мало хорошего?" У него, как правило, есть свой ответ на этот вопрос или сомнение в правильности утверждения текста. Интерес читателя "подогревает" ожидание следующей информации из текста. Проверим свои предположения и убедимся в их соответствии авторскому варианту: "Вовсе некстати тянут твое одеяло с теплой кровати".
Предположения читателя будут более конкретными и четкими, если он узнает название этого маленького стихотворения - "Вставай". Автор произведения в заголовок вкладывает важную информацию. Поэтому беседа с текстом не может не затронуть его названия.
В детских произведениях часто сами заголовки сформулированы в форме вопроса и, таким образом, приглашают читателя к разговору: "Какая бывает роса на траве?", "Чем пахнут ремесла?", "Почему ноябрь пегий?", "Какой зверь называется на букву "ю"?", "Чей класс лучше?" и мн. др. Некоторые заголовки содержат скрытые вопросы ("Вот какие чудеса", "Удивительное дело",
|