У. Каждый из вас представил описанную в стихотворении картинку по-своему. Захотелось вам нарисовать то, что вы представили?
Д. Да.
У. Прежде чем вы начнете рисовать, тихонечко, для себя прочитайте текст, включив свой "мысленный экран", - и вы поймете, что нужно рисовать.
Дети начинают работу.
Д. Я, кажется, догадался! Снег идет только около дерева.
У. Кто услышал Илюшу?
Заканчивается фрагмент урока показом и обсуждением рисунков: их соответствие тексту, творческие находки авторов. Дети читают стихотворение наизусть, так как уже хорошо его запомнили.
В начале обучения диалогу с текстом нужно потренироваться в применении его операций по отношению к текстам, в которых есть скрытые вопросы и ответы на них. Хорошо, если авторские ответы будут неожиданными и веселыми, а сам текст - небольшим. Небольшой объем текста придаст маленькому читателю уверенности в своих силах, а шутливый характер текста создаст для обучения благоприятный эмоциональный фон. Важно выслушать все возможные варианты детских ответов, особо отмечая наиболее точные и оригинальные.
На первых порах, когда идет диалог с текстом, чтение прерывается в наиболее важных для прогнозирования местах. В дальнейшем обсуждение возникших вопросов и предположений можно проводить и во время, и после чтения. Чем старше становятся дети, тем чаще можно обращаться к ним с просьбой сделать остановку при чтении тогда, когда возникает вопрос или появляется желание высказать свои размышления. Постепенно такая беседа становится естественной для ребенка при работе с книгой.
На уроке обучение диалогу с текстом может выглядеть так. Вначале на небольшом тексте проводится своего рода "разминка" в применении операций диалога с текстом, а потом идет работа с основным произведением, в котором есть скрытые вопросы и возможности для прогнозирования содержания. Приведем фрагмент такого урока. В нем принимали участие первоклассники школы ? 6 г. Курска. Учитель - С.А. Дыбленко.
Учитель. Человек попадает в своей жизни в разные ситуации: смешные, грустные, захватывающие, страшные и другие. Сейчас мы узнаем про историю, которая произошла с девочкой Томой.
Приготовьтесь к тому, что мы будем беседовать с текстом, который называется "Вот беда". Вы уже можете предположить, какая история произошла с Томой?
Дети. Неприятная. Страшная. Грустная...
У. Проверим ваши предположения, читая текст.
На скамеечке у дома
Целый день рыдает Тома.
Д. Хочется спросить: "Что произошло? Почему девочка рыдает?"
У. Выскажите свои предположения.
Д. Кто-то ее обидел.
- Она потеряла что-то важное.
- Мама ушла и оставила ее одну.
- Девочку испугала собака...
У. Как помочь беде такой -
Тома в туфлях разных:
Левый - светло-голубой,
Правый - темно-красный?!
Чей прогноз был наиболее точным?
Ответы детей.
- Что бы вы посоветовали Томе?
Д. Поискать к туфлям пары.
У. Дворник, дядя с бородой,
Ей сказал: - Сходи домой!
Тома глазки подняла:
- Дядя дворник, я была...
Вы были правы. Но почему же Тома так расстроена? Что она увидела дома? Обменяйтесь своими предположениями с соседом по парте.
Дети выполняют задание.
- А теперь проверим:
Дома тоже разные:
Голубой да красный!
(В.Фетисов)
Чьи предположения подтвердились? Молодцы!
Случилась ли у Томы беда на самом деле?
Д. Нет.
У. Что вы можете сказать о характере названия текста?
Д. Оно шутливое, ироничное.
- Автор подсмеивается над Томой по-доброму.
У. Почему Тома попала в такую ситуацию?
Д. Она еще маленькая.
- Тома была невнимательная.
У. А как можно назвать ситуацию, в которой оказалась Тома?
Д. Смешная, нелепая, глупая...
У. Сегодня мы познакомимся еще с одной историей, которую ее автор, Михаил Зощенко, так и назвал - "Глупая история". Будем читать, беседуя с текстом.
Далее идет чтение текста до слов: "Вот она одела его и поставила на ножки около кровати. Но Петя вдруг упал".
- Что вы хотите спросить у текста?
|