Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог школ
Каталог сотрудников
Документы
Учителю
Первокласснику
Ученику
Родителям
Образование за рубежом
Рефераты
Литература
Пресса
Отрывки из сочинений
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

Как помочь в раскрытии смысла текста
<<назад
 1  2  3  4 


Для выяснения особенностей понимания детьми пословиц было проведено исследование. В нем участвовали школьники вторых-третьих классов, так как к этому периоду обучения данный жанр детям хорошо знаком. Задание состояло в восстановлении деформированных предложений (двух пословиц) и их сравнении. Были использованы пословицы "За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь" и "Двумя руками трудно схватить двух угрей". Анализ ответов около двухсот школьников показал, что большинство детей испытывали затруднения при сравнении пословиц и не смогли сформулировать общую для них мысль.

Непонимание пословицы проявилось на нескольких уровнях. Во-первых, дети не понимают некоторых слов в пословице и, что обращает на себя внимание, не выясняют их значение у учителя. Так, слово "угрей" в детских ответах превратилось в слова "ужей", "углей", "огреть", однако никто из участвовавших в работе школьников не поинтересовался, что означает это слово.

Во-вторых, многие ученики остаются на уровне понимания только фактуальной информации. Сравнивая предложенные пословицы, эти дети замечают лишь то, что "тут все время ловят двоих", "все время два зверя", "хотят кого-то поймать" и т.п. Общая для обеих пословиц мысль остается за бортом понимания.

В-третьих, имеет место формальный переход от фактуальной к концептуальной информации. Это проявляется в том, что ребенок вычитывает не ту мысль, которая содержится в пословице. В нашем примере вместо концепта: "Нельзя качественно сделать два дела сразу", - дети писали: "Без труда ничего не сделаешь", "Нельзя торопиться", "В пословицах говорится о труде" и проч.

Анализ понимания школьниками пословиц подсказал направления работы над этим жанром. Их три. Дети должны научиться:

1) различать в пословице прямой и иносказательный смысл;
2) выражать скрытую мысль словами;
3) осознавать и переносить усвоенный концепт на другой текст или жизненную ситуацию.

При знакомстве с пословицей нужно показать детям, что она может иметь только прямой смысл ("Хороша веревка длинная, а речь короткая"), прямой и переносный смысл ("Пустая бочка пуще гремит"), только переносный смысл ("Свинья скажет борову, а боров - всему городу").

В.В. Воробьева, учитель гимназии N 44 г. Курска, построила объяснение на уроке следующим образом.

Учитель. Сегодня у нас в гостях интересные герои - Щелкунчики. Это деревянные человечки с добрыми, улыбающимися лицами. Их главное и любимое занятие - щелкать орешки. Но орешки не простые. Щелкунчики щелкают орешки-тексты. Особенно им нравятся маленькие тексты - пословицы.
Пословица похожа на орешек. В ней, как и в орешке, есть скорлупка и ядрышко. Скорлупка - это событие, описанное в тексте. Например, пословица: "В бездонную бочку воды не натаскаешь". Событие (скорлупка) здесь простое - бочку, в которой нет дна, нельзя заполнить водой.
Ядрышко пословицы - это мысль. Она как бы прячется за скорлупкой-событием. Поэтому мысль можно сравнить с ядрышком ореха. В нашей пословице "В бездонную бочку воды не натаскаешь" спрятана такая мысль: не надо тратить силы на невыполнимые, бессмысленные дела.
Щелкать орешки-тексты, то есть находить в пословице спрятанную мысль, непросто. Но Щелкунчики будут помогать нам.
Потренируемся.
Щелкунчики раскололи несколько орешков-пословиц. Найдем к каждой скорлупке подходящее ядрышко.

Скорлупки:

1. У короткого ума длинный язык.
2. Глаза - зеркало души.
3. В своем болоте и лягушка поет.

Ядрышки:

1. По выражению глаз можно узнать о характере человека.
2. Дома, на родине, живется радостнее, веселее, чем в чужом краю.
3. Болтливый человек обычно не бывает умным.

Если у вас получилось так: 1-3, 2-1, 3-2, - то задание выполнено правильно. Щелкунчики очень довольны вашей работой.

Далее для решения обучающих задач можно использовать следующий набор заданий: соотнести пословицы и содержащиеся в них мысли; собрать пословицы из перепутавшихся частей; исправить "неправильные" пословицы; составить модель пословицы и придумать свою пословицу; перевести пословицу на язык мысли (вначале с небольшими подсказками); найти среди группы пословиц одинаковые по смыслу или убрать лишние; озаглавить текст пословицей; закончить текст пословицей; нарисовать иллюстрацию к пословице (к прямому и переносному смыслу); составить рассказ по пословице.

 1  2  3  4 
 
  Copyright © RIN 2002-.
  * edu@rin.ru