Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог школ
Каталог сотрудников
Документы
Учителю
Первокласснику
Ученику
Родителям
Образование за рубежом
Рефераты
Литература
Пресса
Отрывки из сочинений
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

Как помочь в раскрытии смысла текста
<<назад
 1  2  3  4 


Вот как выглядит одно из заданий, которые дети выполняют с большим интересом.

Задание
Части пословиц перепутались: начало - от одной пословицы, а конец - от другой. Собери пословицы правильно.

  • Не кивай на соседа, торопись слушать.
  • По морю плавал, да бережок крут.
  • На то и голова, чтобы карась не дремал.
  • Не торопись отвечать, а гляди на себя.
  • Где слова привета, там не без щепок.
  • Рыбка хороша, а воды не видел.
  • На то и щука в море, чтобы в ней ум был.
  • Где дрова рубят, там улыбка для ответа.

    В дальнейшем "перепутанные" пословицы дети с удовольствием составляют самостоятельно. Еще один тип заданий с пословицей, который увлекает ребят, - составление своих пословиц по определенной "модели". Этому заданию предшествует беседа об инвариантности мысли, или, говоря доступным для детей языком, о возможности одну и ту же мысль высказывать в разных словах (прятать одно и то же "ядрышко" в разных "скорлупках"). Пословица позволяет ярко проиллюстрировать данное явление. Причем пословицы разных народов мира высказывают одну и ту же мысль в словах, характеризующих определенные особенности природных и иных условий своей жизни. Например:

  • На безрыбье и рак - рыба (русская).
  • Нет рыбы - почитают и краба (вьетнамская).
  • Нет коня - и осел сгодится (армянская).
  • Если нет мяса, и грибы идут в суп (ашанти).
  • В поле и жук - мясо (русская).
  • Где нет фруктов, там и свекла за апельсин сойдет (персидская).

    Общая мысль, которая объединяет эти пословицы, высказана в еще одной мудрости русского народа: "И этот хорош, коль нет никакого". Усвоив данную особенность перечисленных пословиц, дети по модели "Если нет лучшего, сгодится и то, что есть под рукой" сочиняют свои пословицы.

    Важно, что использование заданий с пословицей на уроке позволяет сделать работу над пониманием основного текста более интересной, глубокой, творческой. Так, составляя пословицы по упомянутой выше модели "И этот хорош, коль нет никакого", ученики 2-го класса придумали такие варианты: "Хлеба нет - и сухарь сгодится", "Лампы нет - и свеча осветит", "Колоса нет - и травка сгодится", "Обоев нет - и газета сгодится" и т.д. Далее, анализируя сказку "Серая Шейка" (эпизод со стариком), дети продолжили выполнение творческого задания: "Нет шубы - и воротник сгодится", "Лучше хоть уточка, чем воротник", "Нет ни воротника, ни шубы, а есть живая душа".

    При работе с пословицей на уроке главное - дать толчок к разговору-размышлению. Добираясь до "ядрышка" пословицы, в ходе дискуссии отбрасываются неверные идеи и уточняется формулировка концепта. Эта формулировка, по верному замечанию философа А.А. Брудного, не всегда полностью отражает, исчерпывает концепт, и что-то порой остается недосказанным. Однако само "докапывание" до смысла рождает интерес к пословице, вызывает положительные интеллектуальные эмоции, способствует развитию многих качеств ума.

    В прояснении смысла пословицы могут помочь тексты, в которых она "разворачивается", то есть пословица стоит в названии текста и сам текст ее поясняет. Такие тексты можно найти, например, в учебных книгах Л.Н. Толстого. Причем маленький рассказ поясняет как прямой смысл пословицы ("Погнался за топорищем - упустил топор", "Не за то волка бьют, что сер..."), так и переносный ("Знай, сверчок, свой шесток", "Булат железо и кисель не режет"). Благодаря тексту, раскрывающему более подробно, чем в пословице, фактуальную информацию, легче сделать переход к выделению концепта.

    В качестве примера приведем цепочку рассуждений детей, работавших над смыслом текста, в котором описывалась история, приведшая к появлению пословицы "На воре шапка горит". Этот урок проходил во 2-м классе прогимназии N 1755 г. Москвы, учитель - О.В. Гвинджилия.

    Дети. Вор подумал, что по-настоящему шапка загорелась.
    - Он понял, что ему нужно бежать, что заметили его.
    - Вся толпа говорила об этом худом деле.
    - Вору стало стыдно и страшно.
    - Остальные не беспокоились, а вор-то знал, кто украл.

  •  1  2  3  4 
     
      Copyright © RIN 2002-.
      * edu@rin.ru