Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог школ
Каталог сотрудников
Документы
Учителю
Первокласснику
Ученику
Родителям
Образование за рубежом
Рефераты
Литература
Пресса
Отрывки из сочинений
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

Как помочь в раскрытии смысла текста
<<назад
 1  2  3  4 

Американские психологи провели такой эксперимент. Они предлагали детям самостоятельно выполнить хорошо известное задание - прочитав текст, выделить в нем основную мысль. При этом учитель оставил детей в одиночестве, а взрослый (психолог) занимался в стороне своим делом. То, что он увидел, незаметно наблюдая за детьми, получило образное название "аллергическая реакция на задание". Многие дети отвлекались, суетились, выходили из комнаты, перекладывали вещи и т.п., а к выполнению задания не приступали. Причину такого поведения психологи объясняют трудностью задания. Что же вызывает затруднения?

Главная особенность выполнения подобного задания - необходимость с конкретного языка фактов и образов перейти на обобщенный язык мысли и выразить понятую мысль в словах. С такого рода заданиями не всегда справляется и взрослый. Как, например, коротко объяснить смысл пословиц "Первая брань лучше последней" или "Сердце не лукошко, не прошибешь окошко"? У многих людей, размышляющих над пословицами, возникает ощущение некоего барьера, который затрудняет выполнение задачи. Понятность каждого слова и связи между ними, то есть фактуальной информации, не приводит сразу к осознаванию и объяснению смысла. Конечно, большинство взрослых с поставленной задачей в конечном счете справляются. Дети же, оставшись с ней один на один, как правило, не пытаются "раскручивать" свои мысли, так как мышление на обобщенном уровне, уровне смыслов для них еще слишком сложно.

Становится ясно, что способам усвоения и выражения мыслей, заложенных в тексте, тоже нужно специально обучать. Традиционно на уроке продвижение к смыслу текста идет в коллективном обсуждении. В подобной работе участвует, как правило, небольшое число школьников. Остальные получают концепт текста (систему мыслей и чувств, заложенных в текст автором) в готовом, "расшифрованном" виде. Очевидно, что при самостоятельной работе с текстом задание на выделение основных мыслей у большинства детей, скорее всего, вызовет упомянутую "аллергическую реакцию".

Настало время рассмотреть, как можно построить обучение школьников выделению концептуальной информации текста. Но вначале несколько слов о концептуальной информации.

Автором художественного произведения, как правило, движет определенная идея, подчиняясь которой, он подбирает героев текста, выстраивает сюжет. Автор рассчитывает на то, что читатель воспримет эту идею, пусть не разумом, но сердцем. Не случайно рукопись называют "рукопожатием на расстоянии". Мысли автор скрывает за фабулой, "внешним произведением", чтобы они не казались нравоучением, которое рождает лишь равнодушие и скуку. Мысль, высказанная в образной форме, открыта чувствам читателя, его воображению.

Какие тексты лучше использовать в обучении пониманию смысла? Скорее всего, те, основная цель чтения которых - понять скрытый "намек", извлечь "урок": пословицы, басни, сказки, притчи.

Особое внимание следует уделить мини-тексту - пословице. Этот жанр со времен К.Д. Ушинского занял прочное место в школьном учебнике. Однако методические приемы работы с пословицами в современных учебниках до недавнего времени не отличались разнообразием: подобрать наиболее подходящую к тексту пословицу; найти в тексте пословицу, объяснить смысл пословицы; вставить в пословице пропущенные орфограммы и т.п. Даже в базовом учебнике несколько лет назад можно было встретить, например, пословицу "Что посеешь, то и пожнешь" в разделе "О сельскохозяйственном труде".

Если рассматривать пословицу как жанр, отличающийся необычайной точностью, выразительностью, красотой языка, позволяющий вести обучение вычерпыванию смыслов из текста с учетом психологических особенностей понимания, то подход к ней должен быть иным.

Однако вначале необходимо разобраться, на каком уровне находится понимание школьниками пословиц. Знакомство детей с пословицей начинается с первых дней школьного обучения. Однако, как показывают наблюдения, из-за отсутствия системы работы над пониманием текстов данного жанра интерес детей к пословице, да и возможности ее понимания, как правило, не развивается. Стихийно это формируется лишь у небольшой части детей с развитием абстрактного мышления. Ситуация с пониманием школьниками пословиц близка к народной мудрости: "Иной глазами по книжке водит, а разум у него стороной бродит".

 1  2  3  4 
 
  Copyright © RIN 2002-.
  * edu@rin.ru